Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

 

Черкесские мамлюки

Это именно тот момент в истории мамлюкского султаната, когда он «воспрянул на обломках Аюбидекой династии». Какова бы ни была истинная причина, мамлюкский султанат появился как нельзя вовремя. Раскол среди аюбидов после смерти Саладина и угроза внешнего завоевания привели страну на грань полного разложения и распада. Если бы в тот период не появились мамлюки, чтобы спасти империю, вряд ли от нее остались бы даже обломки.

Еще во времена правления Салиха Нежмуддина (1240—1249 гг.), мамлюки были лучшими солдатами египетской армии. Что важно — эти мамлюки состояли главным образом из черкесов кубанского региона и кипчаков, захваченных монголами в черноморских степях. Пленные продавались итальянским купцам, а те, в свою очередь, продавали их султанам Египта. К этому времени, подобно их предшественникам гулямам во времена фатимидов, мамлюки приобрели серьезную власть при аюбидах и контролировали как самого султана, так и земли, которыми он управлял.

В.Минорский, говоря об этих мамлюках, писал: «Черкесы в Сирии и Египте уважались местным населением за их древние обычаи». Конечно же, черкесы могли впечатлить любого своим поведением. Держа себя с честью и достоинством, строго соблюдая черкесский этикет, они вызывали уважение своими учтивыми манерами, немногословием и добрым расположением. В то же время, они вели себя в высшей степени благородно и достойно. Высокие моральные ценности, абсолютная благонадежность, верность дружбе, храбрость и благородные манеры были впитаны ими с раннего детства традиционной системой воспитания. Все это, вероятно, послужило их успеху в чужеземном краю. Еще во времена Аббасидского и Фатимидского халифатов они быстро продвигались из гулямов в солдаты, офицеры и военную элиту и земельную аристократию. «При дворе фатимидских халифов черкесы всегда составляли особую партию, несмотря на формальную разобщенность по разным корпорациям. Их сравнительная малочисленность заставляла действовать и добиваться влияния тайными способами». Им, вероятно, приходилось часто устраивать секретные встречи для обсуждения шагов по достижению своих целей.

Подобная тактика использовалась черкесами, находящимися на иностранной службе в других странах. Например, С.П.Бородин так описывал черкесов в Турции: «Черкесы султанской стражи жили своими обычаями, блюли свои уборы держали тайные сговоры, помогавшие со взгляда узнать своего, со взгляда обменяться мыслями, одним движением плеча или ресницы предостеречь друга или позвать за собой». Позже, когда их стало значительно больше, черкесы одержали множество славных побед в открытой борьбе против врагов мамлюкского султаната.


Соперничество среди мамлюков

Тот факт, что среди мамлюков постоянно существовало соперничество, не должен нас удивлять. С одной стороны, соперничество было в самой природе феодальных лордов и королей средневекового периода во всем мире. С другой — оно было неотъемлемой частью воспитания и тренировки молодых мамлюков в закрытых школах, где их обучали верности лишь своим покровителям и братьям по бараку. Во время учебы, и даже после того, как они становились мамлюками, эти «братья» жестоко соперничали друг с другом в непрекращающейся борьбе за превосходство и власть. Это было жизненной нормой не только мамлюков, но и самой эпохи, когда выживал и правил миром лишь сильнейший.

Более того, каждое из подобных «братств» имело партию, названную в честь своего эмира и люто конкурировавшую с другими подобными партиями. Эти «братства» продолжали существовать как самостоятельные формации до тех пор, пока был жив хотя бы один из его членов. Деление по эмирам так глубоко укоренилось среди мамлюков, что они так никогда и не смогли объединиться в единую партию.

Они даже на поле боя воевали раздельно, каждая мамлюкская группа во главе со своим эмиром. Однако, несмотря на это соперничество между «братьями», мамлюки были способны в критический момент быстро объединиться против единого врага по зову своего покровителя. Нужно также помнить о том, что эти мамлюки были привезены в Египет в возрасте 10—12 лет, когда они уже успели впитать достаточно традиций и психологических характеристик своего народа, когда они уже были привычны к опасностям и тяготам жизни. Они были воспитаны и тренированы в духе черкесского рыцарства, которое сделало их способными переносить любые трудности и при этом быть во всем и всегда лучше всех. Без такого предварительного культивирования этих качеств и способностей, они вряд ли смогли бы выжить в жестокой конкуренции, чтобы править в мире войн, кровопролитий и захватов, где правит меч сильнейшего.