Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

 

Ранние жилища примитивного человека на Кавказе, относящиеся к эпохе раннего (нижнего) палеолита, были обнаружены советскими археологами в Армении и Абхазии, и позднее в Адыгее, на берегах реки Псекупс. Здесь же были найдены типичные зубила и блюда. В 1925 году в деревне Хаджох, на берегах реки Белая, были найдены каменные орудия ашюлийской эпохи (700—120 тыс. лет). Похожие находки были сделаны на берегах рек Фортепианка, Афипс и Псекупс. Другие археологические находки этого региона, перечисление которых заняло бы слишком много места, показывают, что на протяжении каменного и бронзового веков население Северо-Западного Кавказа продолжало расти. Его активность нарастала, орудия совершенствовались, животноводство и сельское хозяйство дополнили охоту и сбор фруктов, улучшались навыки обработки металла. Но самое главное — культура населения стабильно развивалась, изменялась его социальная структура, устанавливались строгие моральные кодексы поведения, улучшались манеры и обогащался фольклор, который сохранялся и передавался новым поколениям.

Медно-бронзовый век пришел на смену каменному веку в конце III тысячелетня до нэ. Медное кольцо, найденное в одном из 121 захоронений в Нальчике, датируется приблизительно тем же временем. Возможно, что эта находка обозначает начало переходного периода. Информация об этой эпохе почерпнута, главным образом, из курганов и дольменов — типичных захоронений того периода в Черкесии.

Майкопская культура представлена находками из Майкопского кургана. Раскопки, проведенные Н.И.Веселовским в 1897 году, привлекли внимание всего мира своим богатым содержанием. Тем не менее, это далеко не единственное подобное место в регионе. Курганы в Старомышастском, станицах Казанской и Белореченской, в городе Армавире и на хуторе Зисерман Кубанского района содержат погребения, современные Майкопскому. «Вся территория Западной Европы бронзовой эпохи (кроме Греции) не дала такого богатого захоронения, как Майкопский курган»,— пишет ЕЛ. Крупнов. «Экстравагантно богатые захоронения Кубани, с их золотыми и серебряными сосудами и разукрашенными балдахинами, очевидно, принадлежали диким вождям»,— пишет Жакетта Хаукис об этих археологических раскопках.

Согласно С.Хотко, «Майкопские племена были в контакте со степными народами. носителями Ямной культуры». «Ямники» занимали земли у реки Дон и Азовского моря. В литературе их часто называют предшественниками индо-европейцев. Характерные для них захоронения в Закубанском регионе свидетельствуют о том, что майкопские племена вступали в тесный контакт со степными индоевропейцами, продвигаясь на север к Нижнему Дону. Это также подтверждается предметами из раскопок Левенцовского поселения, нижний уровень которого усыпан керамикой майкопского типа. «Самое северное майкопское поселение находится на острове Хортица в Запорожье,— продолжает С. Хотко.— Продвижение майкопских племен на Восточный Кавказ повлекло за собой не только сношение с неолитическим населением гор, но и со степными народами, по мере того, как «майкопцы» вытесняли их из степей Предкавказья».Г.А.Климов определил типологический параллелизм между ранними адыгами и всей индоевропейской фонемической системой.

«На территории Чечни «майкопцы» столкнулись с противоположной волной миграции племен Куро-Аракийской группы. Эти племена были родственниками хурри, язык которых особенно близок к нахийцам и дагестанцам. Самая восточная жемчужина Майкопской культуры — поселение Логово — имеет значительные Куро-Аракийские характеристики. Бамаутские курганы на территории Чечни также носят следы влиятельного майкопского населения. Территория сегодняшней Чечни всегда была местом сближения адыгских и нахийских этнических групп в последующие века: Малая Кабарда занимала это место в течение последних 600 лет (вплоть до середины XIX века)»…

В конце III — начале II тысячелетия до н.э., пре-абхазо-адыгская этническая группа распалась на три группы, которые можно с большой долей условности определить как абхазскую, убыхскую и адыгскую. Хатты начали ассимилировать с индо-европейскими неситами в тот же период. Постепенно, Майкопская культура утратила связи с Хаттусой. Отчасти это могло быть спровоцировано вторжением племен Дольменной культуры. Согласно В.И.Марковину, «дольменцы» вытеснили майкопские племена с Черного моря, распространяясь от Геленджика до Гагры. Поздние майкопские сокровища не встречаются в дольменовом регионе. По всей вероятности, строители дольменов были тем же народом яфетическим, как и баски, хатты и абхазо-адыги. Мы можем заключить, что изоляция убыхов от основной пре-абхазской этнической группы связана с процессом ассимиляции «дольменовых людей».