Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

Осенью 1272 г., заслышав, что татарские силы приближаются к Евфрату, Бейбарс перешел его вброд и прогнал татар. Он отправил экспедицию в Нубию под предводительством губернатора Асуана, и другая армия подкрепила авторитет его правительства на запад до самого Барака (Киринайка) (Cyrenaica). После этого Бейбарс сконцентрировался на своей борьбе с исмаилитами — сектой шиитских мусульман, контролировавших девять больших крепостей в горах Сирии между Маркабом и Хамой. Один за другим, он освободил эти замки к 1273 году. В марте 1275 г. он вторгся в Армянскую Киликию, занял ее столицу Сис и разрушил ее порт Аяс.

Экономическим обоснованием разрушения портов Аяса, Антиоха, Триполи и Акры, экспортировавших восточные товары в Европу, было то, чтобы направить всю восточную торговлю по Красному морю через Египет для реэкспорта из Александрии.

Вернувшись из Киликии, Бейбарс раскинулся лагерем у Антиоха, собрал огромную добычу и распределил ее между своими солдатами, ничего не оставив себе. Это одна из главных традиций черкесского рыцарского этикета. Тот факт, что его законный наследник Малик-аль-Саид Барака женился на дочери эмира Калауна, дает основание предполагать, что Бейбарс и Калаун стремились сохранить свою черкесскую этничиость.

В феврале 1277 г. Бейбарс покинул Каир в сопровождении сельджукских эмиров для нападения на Малую Азию, и 16 апреля сокрушил смешанную сельджукско-монгольскую армию в Альбистане. Сельджукский визирь Муин-аль-Дин Сулейман (Перуана), прихватив 3-летнего правителя Кай Хосроу III, бежал в Токат. Мамлюкская армия Бейбарса с большим трудом перешла через высокие пики и каменистые скалы Таурусских гор. Все население Кесарии, сельджукской столицы, гурки, мусульмане, женщины и дети, вышли поприветствовать мамлюкскую армию и мусульманского героя. 23 апреля 1277 г. «султан Бейбарс совершил свой величественный въезд в Кесарию, воссел на сельджукский трон и принял именитых людей и сановников».

Когда Бейбарс услышал, что Ильхан Абага приближается со своей монгольской армией, он приказал похоронить всех мамлюков, павших на поле боя, а затем ушел в Альбистан, оставив за собой незахороненные тела мертвых монголов. Результатом этого стала военная слава Бейбарса и его армии, а также «конец последней опоры сельджукской независимости. Вожди арабских и туркменских племен и местная знать поспешили воздать почести героическому султану».

Достигнув Альбистана, Абага пришел в ярость, увидев поле боя. покрытое телами монгольских воинов, и приказал разграбить Кесарию и соседние страны. В течение последующих семнадцати дней двести тысяч мусульман стали жертвами этой бойни, согласно Маркизи.

9 июня 1277 г. Бейбарс выехал из Антиоха в Дамаск, где 18 июня был дан прием. Султан был на вершине своей славы. Он вернулся в Пибальдийский дворец, где и скончался 20 июня 1277 г. в возрасте 50 лет.

Как мы видим, Бейбарс был весьма энергичным, мудрым и храбрым правителем. Он в высшей степени был предан интересам своей империи и народа. Он не только смело защищал свою страну от врагов, но и постоянно расширял ее границы. Его мамлюкская армия действовала так устрашающе на монголов, что те так и не посмели напасть на Сирию за все время его правления. Он был переполнен энергией и для всего находил время.

Когда бы у него ни выдавалось свободное время, он практиковался в наездничестве, стрельбе из лука, игре в поло и охоте, а по ночам занимался делами службы. Заботясь о своем народе, он не только строил мечети и школы, ремонтировал ирригационную систему, строил дороги и мосты, но также основал множество благотворительных институтов. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона так описывает Бейбарса: «Подобно всем восточным правителям, Бейбарс был чрезвычайно щедр: ежегодно он раздавал бедным огромное количество зерна из своих хранилищ, брал на воспитание детей павших воинов, строил школы, каравансараи и т.д. За свои многочисленные победы он получил прозвище Абуль-Футух (Отец всех побед)». По мнению Маркизи, «Бейбарс был одним из лучших соверенов, когда либо правивших над мусульманами». Иными словами, он был великаном среди людей и лучшим примером того, как беззаветно черкесские мамлюки служили интересам своей империи.