Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

Султан Калаун

Султан Калаун, бахритский мамлюк, также имел черкесское происхождение. Возможно поэтому, Барака, старший сын Бейбарса, женился на дочери Калауна.

С.Х. Хотко в своей книге о черкесских мамлюках делится с нами интересной информацией по этому поводу. Он пишет: « …Турки и черкесы, при численном преобладании первых и политическом преобладании последних, составляли костяк бахритской корпорации и полка Салихия. Из их среды вышли первые мамлюкские султаны: Айбск (1250—1257 гг.) был малоазийским турком или туркменом; Кутуз (1259—1260 гг.). Беибарс (1260—1277 гг) и Калаун (1280—1290 гг) были черкесами.

Ситуацию с ними можно сравнить с правившими во второй половине XVIII в. грузинскими эмирами из дома ал-Каздоглийа Али-беем, Исмаил-беем и Ибрагим беем. Они считались большинством авторов черкесами, несмотря на наличие свидетельства Лузиньяна об их грузинском происхождении. Точно так, Беибарс и Калаун считаются до сих пор кипчаками, несмотря на недвусмысленное указание ал-Айни на то, что эти султаны были кипчаками из племени бурдж. Такого кипчакско. го племени, как справедливо отмечает Салих Закиров, никогда не существовало (* Категоричность Салиха Закирова вызывает некоторые сомнения. С.А. Плетнёва в своей книге «Половцы» упоминает, правда без ссылки на источник, о кипчакском подразделении Бурч. Таким образом, если исходить из того, что Калаун был бурч (бурдж — арабское произношение), если именно он назвал новых гвардейцев именем бурдж, то черкесы — башенные мамлюки — также были из этого племени. А бурдж — одно из черкесских племён XIII века.

Место его расселения, согласно данным Николаса Витсена, Тунманна и ал-Айни, — восточный Крым и восточный берег Азовского моря. Это регион, населённый в XII—XIII вв. адыгами, поставил Египту первых мамлюков. Такой известный востоковед, как Азиз Лтийа, прямо называет бахритских султанов черкесами. Аналогичную трактовку даёт и М.Х,Хатундоко — автор книги «Черкесы».). А слово «бурдж» в лексике средневековых арабских авторов было синонимом слова «черкес». Сами черкесы воспринимались арабами как одно из тюркских племен мамлюкские хронисты употребляли в отношении черкесских султанов слово «турою, как более общее понятие. Такому восприятию черкесов средневековыми арабски, ми авторами способствовал, в первую очередь, географический фактор. Степные черкесы (жанеевцы, темиргоевцы, кабардинцы и др.) на всем протяжении своего участка общеадыгской границы вплотную соприкасались с кипчакским массивом.

Многочисленные черкесские поселения существовали в восточной половине Крымского полуострова, т.е. там, где вырос Беибарс. Тунманн пишет, что «родиной Бейбарса был город Солхат близ генуэзской Каффы. Нельзя не упомянуть здесь и тот факт, что черкесское прозвище Бибарс или Бейбарс (Пыипэрыс) наследовалось только мамлюками черкесского происхождения, но никогда — кипчакского».

Мы должны помнить о том, что аюбиды (1171—1250 гг), постоянно воевавшие с неверными, «…опирались на купленных на Кавказе невольников, по большей части черкесов, которые служили им телохранителями и противовесом арабской и тюркской военщине. Они сопровождали султанов и в мирное и в военное время, а в битвах стояли в центре армии, оберегая своих патронов». Кроме того, говорит С.Хотко, черкесские гвардейцы Саладина участвовали в решающем столкновении между крестоносцами и мусульманами, которое произошло 3 июля 1187 г при Хиттине, «Они выдержали натиск тяжелой рыцарской конницы и, кинувшись в ответную атаку, смяли пехоту неприятеля, устроив ужасную бойню. Черкесы сражались в этот день под руководством своих вождей, среди которых особой славой покрыл себя Фахр-ад-дин Ийас. Крестоносцы были разбиты полностью. В плену оказались многие их предводители во главе с иерусалимским королем Гвидо де Лузиньяном».