Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

«Традиционное мнение об этническом составе Западного Кавказа в конце II тысячелетия до н.э. приходит к выводу, что «майкопцы» являются отдаленными предками адыгов, а «дольменцы» — абхазов. Мы должны заметить, что подобное упрощенное восприятие вряд ли законно. Только лишь в XIII—XVII веках северная граница (хотя граница здесь имеет относительное значение) кланов, говорящих на апсуа, колебалась от Анапы до Пицунды несколько раз, не говоря уже о более сложной картине происхождения и расселения бжедугов, садзов, абазинцев и убыхов. В этой связи Майкопская культура рассматривается нами как единая абхазо-адыгская экспансия».

Широкое распространение меди в Черкесии началось в конце III тысячелетня до н.э. Более того, расцвет медно-бронзового века продолжался здесь все II и начало I тысячелетия до н.э., когда усовершенствовалась техника обработки меди, а затем и бронзы. Сокровища медно-бронзового века на Кубани и в прилегающих Северо-Кавказских регионах были разделены в 1929 году на хронологические группы: раннекубанскую, средне-кубанскую и позднекубанскую культуры.

Раннекубанская культура является наиболее древней в медно-бронзовой эпохе и относится к концу III — началу II тысячелетия до н.э. Эта культура сформировалась на рассвете бронзового века и распространилась на запад — на Таманский полуостров, и на восток — на территорию сегодняшней Чечни и Ингушетии. Коллективные дольменовые захоронения этой культуры появились в горных регионах Северо-Западного Кавказа в начале II тысячелетия до н.э. Они найдены как на северном, так и на южном склонах Кавказских гор и вдоль Черноморского побережья. В бассейнах рек Лабы и Белой они встречаются в больших количествах, образовывая огромные родовые кладбища. Около 200 дольменов обнаружено на Дегуакской прогалине, 300 в Хаджохе, 350 на «Болырской дороге» и т. д. Некоторые бусы, найденные в них, возможно попали на Кубань из Закавказья путем межплеменных отношений, куда они, в свою очередь, были привезены из отдаленных стран Малой Азии, Месопотамии, Ирана и Китая.

Средне-кубанская культура представлена большой группой дольменов и курганов у подножия гор и в прилегающих степях. Они широко распространены по всему Северо-Западному Кавказу, простираясь от бассейна реки Кубань на западе и до западных районов Дагестана на востоке. Они испытали явное влияние степной Катакомбной культуры, но генетически связаны с предшествующим типом Новосвободных курганов и обладают собственными отличительными чертами. Они встречаются в степи и на обоих берегах Кубани (Брюковский район, Роговский, Кавказский и др.), а также за Кубанью (Уляп, Хатажукай, станицы Келермесская. Некрасовская, Ново-Лабинская и др.). Эти захоронения показывают распространение металлургии, появление так называемых «кладовых литейщиков» и существование производства орудий из меди.

Позднекубанская культура датируется XI—VII веками до н.э. Эти курганные захоронения менее богаты. В добавление к большому числу местных орудий и оружия из металла, произведенных на Кубани, здесь представлены предметы из соседних металлургических очагов, главным образом, из Колхидо-Кобанских металлургических регионов Центрального Кавказа и Западного Закавказья, северных степных регионов Дона, Украины и Волги. С другой стороны, медные и бронзовые предметы, произведенные на Кубани и в Черноморских районах Черкесии, распространялись на запад в сторону Крыма и южной Украины. Очевидно, что межплеменные отношения здесь были довольно активными в этот период.

Дольмен в Черкесии

Дольмен в Черкесии

Дольмен в Черкесии

Дольмен в Черкесии

Дольмен в Шапсугии

Дольмен в Шапсугии

Дольмен в Абхазии

Дольмен в Абхазии