Рейтинг@Mail.ru

Малесник В.В. История в семейных фотоальбомах

Малесник В.В. История в семейных фотоальбомах 2018-04-05T12:23:51+00:00

В левом нижнем углу этого снимка фотограф Н.Волков процарапал: «Геленджик. Вид с «Крыши».

Знаменитый геленджикский ресторан «Крыша» просуществовал с 1911 по 1971 год (по большей части в виде столовой «На крыше», пока не был снесен при строительстве нового здания порта. Дерево слева — старая акция, рельсы — остатки вагонной дороги от складов до головки причала. Вагонетки таскали вручную. Снимок очень редкий, найден Николаем Сахтиановым.

Малесник

Снимков так называемого «Лермонтовского мостика» — множество, но встречаются и редкие, как эти два фото разных годов.

История происхождения моста из железобетона через речку, впадающую в море, связана со строительством цемзавода «Франко-Русской цементной компании» в 1892-1896 гг.

Первая продукция завода — высококачественный «Портланд-цемент» — позволила строить крепкие и добротные на века здания, мосты, виадуки, причалы и т.д. Цемент был дорогим и полностью шел на экспорт. Лишь небольшое количество его попадало на местные нужды. Таковым было строительство Сухумского шоссе: акведуки, виадуки, подпорные стенки, мосты — везде нужен был цемент, так как сооружения на глине, песке, извести долго не жили — 30-50 лет.

Документы, имеющиеся в архивах, подтверждают, что господин Андрие директор «Геленджикского цемзавода», отпустил 200-300 бочек цемента инженеру Гофману — строителю Новоросс-Сухумийского шоссе, 15 октября 1898 года. Мост же служил связующим звеном между селением Геленджик и поселком Солнцедар через цемзавод. Построили его тогда с бетонными стенками для речки и столбиками с трубами из железа, которые были вырваны в 1942 году, но после войны частично трубы восстановили.

Малесник

Изначально в 1898-1913 гг. мостик назывался «Мостик на северной стороне» или «Северный мостик». Впоследствии ловкие издатели почтовых открыток с видом этого мостика стали подписывать их «Видъ на Лермонтовский мостикъ». Это нужно было для увеличения тиража и прибыли от продажи открыток и привлечения внимания к городу-курорту, развивавшемуся ускоренными темпами. Впоследствии миф о пребывании М.Ю. Лермонтова в Геленджике был раздут советской пропагандистской машиной и появились памятник Лермонтову, Лермонтовский бульвар (до того бульвар Северной стороны, проспект Красного флота), но геленджичане местность эту всегда называли «Северной стороной» или «Северной набережной».

На публикуемых снимках Лермонтовский мостик в разные годы. Молодая женщина — подруга фотографа, явно местная жительница, стоит у перил и смотрит в камеру фотоаппарата. Снимок примерно 1936-1938 годов. На втором снимке местного фотографа Бориса Карловича Понговского, сделанном в 1959 году, — местность и кафе у дуба с людьми, гуляющими по Лермонтовскому бульвару (снимки эти продавались на память о городе-курорте). Кафе это было летним и называлось в народе «Рваные паруса» из-за постоянно истрепанных ветром штор, хорошо видных на снимке. Большой дуб уцелел и растет по сей день, а вот кафе и мостика уже нет. Сейчас у дуба стоит памятник Коту Ученому на цепи. Сам бульвар представлял из себя обычную грунтовую дорожку для отдыхающих и местных жителей, связывавшую город и пос.Солнцедар вплоть до 1967 года.

Обращает внимание отсутствие ограничительных труб-перил по правой стороне мостика, так и не восстановили после войны. Потом мостик и бульвар реконструировали (асфальт, клумбы, фонтаны), а теперь это прекрасная набережная — гордость города-курорта и немалое достижение местных властей.

Свой 100-летний юбилей город встречает в обновленном, под стать европейским курортам, виде. Люди, не бывшие в Геленджике с 60-х — 70-х годов, не могут вообще узнать город, и эти перемены, с их слов, столь значительны, что Геленджик по праву считается одним из лучших современных курортов России.