Рейтинг@Mail.ru

Малесник В.В. История в семейных фотоальбомах

Малесник В.В. История в семейных фотоальбомах 2018-04-05T12:23:51+00:00

Вспоминает начальник строевого отдела 80-й отдельной эскадрильи, базировавшейся в Геленджике до августа 1943 года мой отец Василий Малесник: “После ухода наших войск из Крыма в Геленджике в основном разместились части морской авиации. На Толстом мысе — лодочная авиация — 18-я и 82-я эскадрильи – размещались на стадионе, 116-й и 119-й авиаполки — в районе бывшей партшколы, зенитный дивизион противовоздушной обороны – в районе бойни. Из района Тонкого мыса отправлялась в тыл врага парашютно-десантная рота т. Орлова, здесь же готовился батальон морской пехоты майора Цезаря Куникова для высадки десанта на Малую землю. В районе санатория “Солнцедар” размещалась 22-я батарея береговой обороны Черноморского флота, которая прикрывала Геленджик с моря. В курортном городке “Солнце” базировался дивизион катеров. Восемнадцатая армия и её штаб были размещены в районе села Марьина роща.

День и ночь был слышен гул моторов. Летчики и обеспечивающий состав работали в крайне напряженных условиях. Геленджик подвергался беспрерывной бомбардировке. Были дни, когда на город налетало с моря до 80 вражеских самолетов”.

В Геленджике тогда проживало примерно 7-8 тысяч человек, более половины из них были эвакуированы в ближайшие села района. Оставшиеся жители обеспечивали работу порта, хлебозавода, механических цехов, около пятидесяти медицинских госпиталей.

морские летчики и часть личного состава 80-й отдельной авиаэскадрильи Военно-воздушных сил Черноморского флота

морские летчики и часть личного состава 80-й отдельной авиаэскадрильи Военно-воздушных сил Черноморского флота

На снимке, датированном моим отцом 2 мая 1943 года, запечатлены морские летчики и часть личного состава 80-й отдельной авиаэскадрильи Военно-воздушных сил Черноморского флота. Фото сделано на территории нынешней школы № 2. На заднем плане снимка — кусты держидерева и очертания Маркотхского хребта.

самолет МБР-280-я авиаэскадрилья во время жестоких бомбардировок города весной-летом 1943 года единственная оставалась в Геленджике. Летчики вылетали на боевые задания на гидросамолетах МБР-2 и Че-2, которые базировались на Толстом мысу. Один из лодочных причалов — № 97, с которого поднимались в небо самолеты, сохранился и по сей день.

На втором снимке, тоже сделанном в 1943 году, самолет МБР-2 с тактическим номером 12 пролетает над Геленджикской бухтой. Внизу виден торпедный катер Г-5, входящий в бухту.


Последний путь героя

Герой Советского Союза Николай Иванович Сипягин

Герой Советского Союза Николай Иванович Сипягин


Много лет изучаю историю города. Чем дальше уходит время, тем больше убеждаюсь, что еще остаются неизвестные или малоизвестные ее страницы. Хотелось бы рассказать геленджичанам о Герое Советского Союза Николае Ивановиче Сипягине.

После того как советские войска отошли от Севастополя, Керчи и Новороссийска, летом — осенью 1942 года советский флот ушел в Поти, Батуми, Туапсе и Геленджик. Среди множества разношерстных судов и суденышек в Геленджикской бухте базировались и выходили на боевые задания так называемые «малые охотники» МО-4. Все они были построены до войны, а во время Великой Отечественной входили в состав различных соединений Черноморского флота. Одно из таких соединений возглавлял будущий Герой Советского Союза капитан-лейтенант Н.И.Сипягин.

К званию Героя Советского Союза он был представлен почти сразу после освобождения Новороссийска в начале октября 1943 г. за героический прорыв в акваторию порта и высадку моряков-десантников. Тогда Н.Сипягин уже был капитаном 3-го ранга, имел два ордена Боевого Красного Знамени и медаль «За боевые заслуги».

Но звезда героя так и не засверкала на темно-синем флотском кителе моряка. В самом начале Керченско-Эльтигейской десантной операции Николай Иванович возглавлял 3-й десантный отряд, состоявший из трех МО-4 (сторожевые катера СКА), катеров ЗК, КМ, КАТЩ и моторной шхуны ЧФ — МШ-27. В первый же день высадки при подходе к рыбачьему поселку Эльтиген (почти все названия поселений в Крыму до 1944 г. были турецко-татарскими) он погибает. На головном катере СКА-044 находился сам Н.Сипягин и комдив 318-й стрелковой дивизии полковник В.Ф. Гладков со своими офицерами штаба дивизии. Между 5.40 и 5.50 при приближении к берегу катер был «накрыт» тремя снарядами стрелявшей румынской береговой батареи с мыса Такиль. В это же время стреляли батареи вермахта с Павловского мыса и мыса Ак-Бурну. В Сипягина, находившегося на ходовом мостике, попал осколок снаряда. Огонь вражеских батарей был очень сильным, и отряд катеров высадки понес большие потери.