Рейтинг@Mail.ru

Малесник В.В. История в семейных фотоальбомах

Малесник В.В. История в семейных фотоальбомах 2018-04-05T12:23:51+00:00

Эскадренный миноносец «Левкас», с 1925 года «Шаумян», принадлежал к числу эскадренных миноносцев типа «Новик» и был спущен на воду 10 октября 1917 года, В списки судов Черноморского флота зачислен 2 июля 1915 года. Заложен на стапеле завода «Наваль» 23 мая 1916 года, спущен на воду 10 октября 1917 года. 17 марта в недостроенном состоянии был захвачен германскими войсками. Позднее корпус недостроенного корабля поочередно захватывался войсками Украины, Красной Армией и ВСЮР.

В 1923 — 1925 годах корабль был достроен в Николаеве и 12 декабря 1925 года вступил в состав морских сил Черного моря. В мае-июне 1928 года «Шаумян» совершил визит в Стамбул. В октябре 1930 года эсминец нанес повторный визит в Стамбул, а также посетил средиземноморские порты Пирей и Мессину. С 5 октября 1928 года по 16 июля 1930 года и в 1935 году корабль проходил капитальные ремонты.

К началу Великой Отечественной войны «Шаумян» входил в состав 1 -го дивизиона эсминцев, в период боевых действий участвовал в минных постановках, эскортировании транспортов и обороне Одессы. С начала ноября 1941 года принимал участие в обороне Севастополя. 28 — 29 декабря 1941 года эсминец участвовал в высадке десанта в Феодосии. 15-16 января и 24 — 25 января 1942 года в высадке Судакского десанта, 28 февраля в демонстративной высадке десанта в Алуште.

3 апреля 1942 года в 20 час. 35 мин. эсминец «Шаумян» под командованием опытного командира, капитан-лейтенанта С.И.Федорова, в сильный снегопад, при ограниченной видимости вышел из Новороссийска в Поти.

Из-за грубейших нарушений правил штурманской службы миноносец на полном ходу 18 узлов в час выскочил на каменную гряду, пробил днище и лег на фунт. Как видно на снимке, это была скальная коса или продолжение мыса Рыбацкой бухты.

10 января 1942 года здесь же, в районе бухты Рыбацкой, в результате навигационной ошибки села на мель подводная лодка «Л-6», авария надолго вывела лодку из строя и потребовала больших затрат — около полугора миллионов рублей — на ее ремонт.

В 1942 году в результате роста аварийности навигационного характера на флотах погибло или было повреждено значительное количество боевых и вспомогательных кораблей. Особенно больших размеров достигла аварийность среди кораблей Черноморского флота.

В связи с этим 14 июня 1942 года вышел приказ № 0511 «О принятии мер по изжитию аварий навигационного характера на кораблях ВМФ».

На виновников аварий, командиров этих кораблей и штурманов, «не контролировавших счисление пути корабля и не использовавших технических возможностей для ориентировки», были приняты строгие меры воздействия: бывшие командир подлодки «Л-6» С.П.Буль, штурман А.Г.Маркелов, дивизионный штурман П.А.Керенский и командир эсминца «Шаумян» С.И.Федоров, штурман Л.Н.Полянский были осуждены военным трибуналом на сроки от 7 до 10 лет. (ЦВМА, ф, 79. д.39799, л. 20.-24).

Эсминец пытались снять с мели, но попытки окончились безрезультатно. 102-мм корабельные орудия, снятые с корабля, были использованы для формирования береговой батареи № 464 Новороссийской ВМБ. 3 июня 1942 года эсминец «Шаумян» был исключен из состава ВМФ СССР.

С 23 апреля 1942 года эсминец стал подвергаться атакам торпедной авиации Luftwaffe. В 6 час.15 мин. немецкий торпедоносец Не-111 атаковал эсминец «Шаумян» двумя торпедами, одна из которых взорвалась на берегу, а вторая затонула, не доходя до цели.