Рейтинг@Mail.ru

Малесник В.В. История в семейных фотоальбомах

Малесник В.В. История в семейных фотоальбомах 2018-04-05T12:23:51+00:00
Старый аэропорт г. Геленджика

Старый аэропорт г. Геленджика

Этот снимок старого аэропорта г. Геленджика довольно редкий. На фото изображено здание Центра управления полетами (ЦУП – так оно выглядело в мае 1963 года.

История здания вкратце такова. В конце 1944 года авиация ВВС ЧФ стала покидать аэродромы Геленджика. Аэродромы эти — два сухопутных и 3 гидроаэродрома — были наспех построены в 1941-42 гг. и не соответствовали никаким требованиям. После 1945 года был построен новый сухопутный аэродром на мысу Тонком для нужд морской авиации Черноморского флота (школа младшего авиационного состава). В 1956 году взлетная полоса, рулежные дорожки, стоянки — все было переделано Северо-Кавказским управлением гражданской авиации. Весной-летом 1957 года был открыт Геленджикский аэродром и стали осуществляться авиарейсы в Краснодар на самолетах «Ан-2» и «Ли-2».

До 1954 года здание это было одноэтажным, потом военные сделали его настоящим диспетчерским пунктом в два этажа и со смотровой площадкой на крыше, куда и вела деревянная лестница. Что же мы видим на фото 1963 года? Это антенна УКВ для связи с авиакассой на ул. Ленина, ревун и колокол громкой связи, надпись на железном листе «Аэропорт», метеоприборы, мачты радиостанции и прожектор под вывеской. Здание и пристройка к нему (служебные помещения) отапливались дровами — хорошо видны трубы. Яблоньки вдоль центральной дорожки, ведущей от автобусной остановки к центральному входу, посажены еще морскими летчиками в 1953-55 гг. Хорошо видны 2 скамейки для ожидающих пассажиров и белые цементные урны для мусора вдоль дорожек.

Впоследствии работники музея (видимо, в 1965 году, к 20-летию Победы) повесили мемориальную доску из серого мрамора у входа слева. Это здание разобрали при строительстве новой взлетно-посадочной полосы.

Лето 1961 года. Посадка рейсового вертолета МИ-4 на «Поляне», в конце ул.Первомайской

Лето 1961 года. Посадка рейсового вертолета МИ-4 на «Поляне», в конце ул.Первомайской. На снимке неизвестного фотографа — момент приземления вертолета, прилетавшего ежедневно из Адлера в Геленджик в летний период.

Место для вертолетной площадки было согласовано с райисполкомом. Тогда, в 1960 году, решили по просьбе геленджикского аэропорта организовать безопасную и удобную вертолетную площадку прямо в городской черте. Местом избрали так называемую «Поляну» — заброшенное после войны колхозное поле на окраине города. Домики на заднем плане — это ул.Пионерская. Справа хорошо виден дощатый сарай и забор из штакетника, огораживавший территорию «Питомника», где выращивали саженцы тополя, кустарниковых растений и др. для озеленения города.

Люди не снимке — встречающие пассажиров вертолета, провожающие улетающих в пос. Лазаревское и аэропорт Адлера и множество детворы, для которых это забава. Начальником и основателем вертолетной площадки был Гущин Виталий — бывший военный летчик, ушедший в отставку и работавший в геленджикском аэропорту долгие годы. Многие горожане помнят, что за 3 рубля можно было обозреть наш город и бухту, т.к. вертолет делал рейсы над городом и для желающих полетать и увидеть с высоты птичьего полета свой дом, улицу.

Просуществовала вертолетная площадка недолго, с 1961 по 1964г. Закрыли ее по требованию Минобороны, т.к. с борта в окошко вертолета можно хорошо видеть позиции зенитных ракет на горе Шарик, которая в те годы такого названия и не носила.

Сама «Поляна» существует и по сей день с остатками футбольного поля так и не построенного в 80-е годы стадиона. Этим летом /2016 г./. спустя 50 лет, мне довелось, увидеть Алексея Витальевича Гущина, сына начальника вертолетной площадки в Геленджике, который рассказал подробности истории тех авиарейсов в Адлер.