Рейтинг@Mail.ru

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2 2020-01-18T15:37:37+03:00

В последние годы жизни черкесов на Кавказе торговля русских с черкесами не ограничивалась меновыми дворами, но были открыты для мирных горцев целые ярмарки в г. Екатеринодаре.

Черкесский народ, кроме некоторых князей и Прикубанских жителей, занимавшихся промышленностью и торговлей, вообще был бедный. Причину бедности их, нередко доходившей до крайней нищеты, их соотечественник Ногмов объясняет так: адыхи в древности славились своим трудолюбием, но после разных нашествий азиатских орд, частых переселений с одного места на другое, побегов с равнин в горы где они принуждены были скитаться по самым скудным местам, и, наконец, от притеснений владельцев. черкесы обеднели; особенно после беспрестанных набегов татар и калмыков нравы черкесов изменились: прежние хорошие их качества исчезли, народ впал в беспечность, леность и все исходящие от этого пороки, которые вовлекли, их в бедность и нищету, заставляя довольствоваться самой грубой пищей и весьма худым жилищем.

Все это верно, но Ногмов, из понятных причин, не досказал, что начиная с XIX ст. черкесов начали разорять еще и русские за их непокорность России после того, как турецкий султан по Адрианопольскому трактату 1829 года весь Западный Кавказ уступил русскому государю. Черкесы не хотели признавать этого трактата, считая себя вольными и независимыми от Турции. На требования русских властей покорности царю черкесы отвечали отказом.

Из- за этого их упорства началась война с горцами на Западном Кавказе, тянувшаяся несколько десятков лет, отчего страдали и русские в пограничных селениях, но страдали и черкесы, и так как сила все-таки была на стороне первых, то черкесы от набегов и походов русских войск в их территории терпели большие разорения: жилища их уничтожались огнем, скот и имущество забирались, посевы хлеба на корню вытаптывались, запасы продовольствия для уцелевших животных горели, а сами черкесы забирались в плен; уцелевшие семейства их, скрываясь в горах и лесах, буквально оставались босы, голы и голодны.

Несмотря на такую жизнь, полную тревог и лишений, черкесы все-таки не хотели расстаться со своей волей и долго-долго боролись с русскими за свою родину и независимость, пока их окончательно не вытеснили казачьи поселения, посланные правительством на их земли. На месте остались те только, которые безусловно покорились России.

Бжедухи

После кабардинцев на Кавказской линии более замечательны на Черноморской кордонной линии бжедухи.

По преданиям и сообщениям древних писателей, это часть того черкесского народа, который жил с незапамятных времен на берегах Черного моря, именуя себя адыхейцами. В средние века русские называли их косогами, черкесы — кечгахами, или чапсогами, иностранцы—джехаками—шегаками; варианты этих названий — кахи, хечаки Этот народ уже в позднейшее время, по особому случаю, наименован бжедухами, но и с разными вариантами: бзадухи, баздуки, базадуки, базадики, пшедухи. Из всех этих названий имя бжедухов существовало до покорения Западного Кавказа.

По словам Каменева, бжа — значит чара, какую обыкновенно употребляют в Закавказье для «потчевания гостей, из турьего рога, а дух — вор. Из этих двух слов выходит слово бжедух. Этому слову дается такое объяснение: на каком-то пиру знатное из адыхеев лицо уворовало у хозяина, угощавшего гостей, чару, и этим позорным поступком увековечило за собой и племенем своим название бжедухов.

Этому объяснению можно дать еще и дополнительное значение. В документах конца XVIII ст. этих черкесов именовали пшедухи; пши — по-черкесски значит князь, а дух—вор, а вместе пшедух, т. е. князь—вор. Следовательно, проворовался какой-то адыхский князь, которого народ заклеймил позорным именем пшидух, или бжедух, да так и осталось название за всем его народом на долгие века.