Рейтинг@Mail.ru

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2 2020-01-18T15:37:37+03:00

По народному преданию, первоначально бжедухи жили на северо-восточных берегах Черного моря у реки Туапсе. Там их, к стороне Анапы, под именем джекахов, или шега- ков знал в последней четверти XV ст. Хаджи-Хальфи; они тогда считались христианами.

Эвлий-Эфенди, турецкий турист, путешествовавший в XVII ст. по Черноморскому побережью, сообщает, что часть боздуков, бывших в астраханском походе при проведении канала от Волги к Дону была переселена крымским ханом Менгли-Гиреем с побережья в черкесские горы Обур.

Известие это немного сбивчиво: и астраханский поход для рытья канала, и Менгли-Гирей были гораздо раньше путешествия Эвлий-Эфенди по Черкесии, хотя он и говорит, что это было при нем; одно только важно, что все или часть бжедухов крымским ханом были переселены с Черноморского побережья в Кавказские горы.

По преданиям черкесов, переселение бжедухов состоялось (без даты) от Туапсе через горы по Челипсинскому ущелью на северный склон хребта под предводительством князей Хамыша и Керкона. Все они первоначально поселились в бассейне р. Псекупса, основав княжеское местопребывание в долине между гор Пшаф и Хотх. Затем, разделившись, Хамыш перешел со своим народом далее к р. Белой и там основал свой стан в урочище, известном и до сих пор под названием Хамышки.

С тех пор бжедухи приняли два родовых названия по имени своих владельцев — хамышейцев и кёркенейцев. Бжедухи были одного происхождения под этими родовыми названиями, но русские в переписке делили их на два племени: хамышейское и черченейское, или керкенейское. Поселившись на указанных местах, бжедухи вели войны с разными соседними племенами черкесов, из которых одно вытеснило хамышейцев из занятой ими земли, после чего они отправились в тот же псекупекий бассейн, где были и черченейцы.

Ближайшее знакомство русских с бжедухами началось во время Турецкой войны 1769 года, когда генерал-майор Медем, стоявший с войсками на Кавказской линии, не предпринимая репрессивных мер против закубанских горцев, старался склонить их мирным путем в подданство России и тем ослабить турецкое влияние в Закубанском крае; Из собранных в то время сведений стало известно, что из черкесских племен ближе всех к русской границе на левой стороне средней Кубани, были бжедухи, Русскоподдан- ный ротмистр Батыр-Гирей 4 октября 1769 года доносил Медему, что от Лабы к Кубани жили «пшедухи, расположенные на р. Пшекаше, Псекупсе при владельце Нетохе, с тысячу семей». Далее указывал, что близ г. Копыла на Кубани, в числе прочих, расположена черкесская деревня Бжедух.

Из этого донесения видно, что бжедухский народ группировался своими поселениями за Кубанью от Лабы до Копыла, занимая при этом бассейн Псекупса, названного Батыр-Гйреем по местному выражению, или ;по ошибке переписчика Пшекашем.

Долго ли властвовал Нетох над бжедухами, над всеми или частью их, и кто были его наследники — сведений нет; только из дальнейших событий видно, что, кроме Нетоха, были еще и другие владельцы у бжедухов.

Опасаясь вторжения русских в Закубанский край, бжедухи вошли в союз с другими черкесскими племенами, дали круговую присягу противиться вооруженной рукой против русских войск, если они появятся в земле горцев, и поставили во главе своей коалиции кубанского сераскира. Тревога их, однако, была напрасна. Медем, исполняя Высочайшую волю своей монархини, не хотел насильно подчинять закубанские народы России, а старался миролюбием покорить этих диких азиатцев.