Рейтинг@Mail.ru

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2 2020-01-18T15:37:37+03:00

Как тогда, так и до последнего времени своего жительства за Кубанью вообще черкесы покорялись русским, когда не имели возможности противостоять нашим войскам, всегда имевшим возможность карать и миловать своих врагов. Особенно этой политики держались пограничные племена горцев, более всех страдавшие от русского оружия. Но все-таки следует заметить, что бжедухи более других были склонны к мирной жизни и если они воевали с русскими, то более всего по подстрекательству турецких эмиссаров и давлению других, враждебных России, черкесских племен.

К 1791 году, перед окончанием войны, когда генерал- аншеф Гудович двинулся с войсками Кавказского корпуса за Кубань под турецкую крепость Анапу, то и тогда несколько уздней явились к нему с просьбой о принятии их с подвластными им девятью деревнями (аулы) черкесов бжедухского племени в подданство русской государыни. Гудович принял бжедухских владельцев, привел их к присяге на верность России и снабдил охранительными листами.

Гудович в своем походном журнале говорит, что и прочие бжедухские владельцы желали свою покорность русским закрепить присягой и только за дальностью расстояния от русского отряда не могли исполнить своего намерения, чтобы лично изъявить Гудовичу свою преданность России. Когда же Гудович перешел 19 сентября на левую сторону Кубани, то к нему прибыл владелец 25 деревень бжедухов из племени хамыши, Крым-Гирей.. Он, как и первые, дал присягу на верноподданность России, после чего получил охранительный лист, обеспечивавший неприкосновенность как его, так и подвластных ему бжедухов от русских войск.

Эти документальные известия весьма важны для истории бжедухского народа в том отношении, что знакомят со многими владельцами этих горцев, у которых в то время единого властелина не было и, наконец, что волей-неволей, а ближайшие соседи русских — бжедухи — все-таки были более других черкесских племен склонны к миролюбивой жизни, хотя, быть может, более от страха быть разоренными русскими войсками, чем из расположения и преданности к России.

Дружеские отношения бжедухов с русскими

В 1791 году окончилась война с турками. Императрица Екатерина II кубанскую землю пожаловала казакам верного войска Черноморского, которые, переселившись из-за Буга на пожалованную землю, заняли в 1793 году Кубан- скую границу и основали войсковой город при Кубани в Карасунском куте, назвав его в честь царицы Екатеринодаром.

В то время бжедухи, считая себя русскоподданными, занимали земли не только на левой, но и на правой стороне Кубани, в прибрежье этой реки, где были их хлебопахотные доля, сенокосы, пастбищные места, а в Карасунском куте в лесу был целый аул бжедухского владельца Батыр. Гирея.

Хотя бжедухские владельцы, давая присягу русским генералам на Кубани быть верными подданными России, считали, что они вправе жить на русской земле, но кошевой атаман войска Черноморского, бригадир Захарий Чепе- га, не счел себя вправе допускать совместное жительство своих казаков с черкесами, хотя и мирными, но весьма склонными к хищничеству и другим преступлениям; притом бжедухи, хотя и присягали на верность России, но присяга их русским правительством формально не была принята из опасения неприязненных отношений со стороны Оттоманской Порты.

Последняя, заключая мирный договор с Россией и подтверждая р. Кубань границей между обеими державами, брала под свой надзор закубанские народы с ответственностью за все убытки, могущие последовать русским от хищных набегов на нашу сторону горцев. Ввиду этого атаман Чепега предложил всем бжедухам, жившим на нашей стороне, убрать свои жилища, скот и все хозяйственные занятия за Кубань, что они и исполнили добровольно.