Рейтинг@Mail.ru

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2 2020-01-18T15:37:37+03:00

Это благородный князь, узнав, что Энемук Хачухан, преследуемый на воровстве черноморскими казаками, утонул в Кубани, с которым быстрые волны реки поглоти» ли еще и двух простых бжедухов, в порыве негодования за нанесенный теми негодяями ему позор убил через посланных черкесов оставшихся в живых двух братьев Хачухановых, а последнего, малолетнего, двух сестер и жену утопшего взял к себе на воспитание. О чем известил и полковника Головатого.

Таким строгим наказанием Батыр-Гирей желал на первых порах, не давая потачки другим хищникам, заставить подвластных ему горцев возвратить черноморским казакам все у них уворованное и тем самым поддержать существовавший договор его с кубанским пограничным начальством.

Абазинские и прочие горские народы, не имевшие союза с приверженными России черкесами, узнав о мирных соглашениях бжедухов и хатухайцев (натухайцев) с черноморцами, крайне были удивлены, что правоверные мусульмане дружат с неверными гяурами и, злобясь на такую, по их убеждению, неуместную дружбу, похваляясь напасть на бжедухов и разорить этих мирных черкесов., собирались прорваться и на нашу сторону и разорить два казачьих селения. Головатый, предупрежденный Батыр- Гиреем о злобных замыслах абадзехов, принял меры пре-досторожности к недопущению разбойников в наши пределы.

Выше было сказано, что султан Мурат Мустакиреев скомандовал бжедухами, однако далее видим, что во главе бжедухского народа стоял Батыр-Гирей, а названный султан остается в тени. Обстоятельство это официальными документами не разъясняется. Можно только думать, что он или умер, или командование его бжедухами в то время уже было призрачное; быть может, он и имел какую-нибудь власть над этими черкесами во время ханского владычества на Кубани и по старой памяти именовали его» командиром, только в данное время власть его ни в чем не выражалась при сношениях с русскими, но что он, как и другие султаны, жившие в закубанской стороне, был в почете среди горцев, то это несомненно.

Злые и воинственные абазинцы начали сильно теснить и нападать на мирных бжедухов за приверженность их к России, а в особенности они питали непримиримую злобу на преданного нам князя Батыр-Гирея. Этот благородный князь за дружбу с русскими заплатил своей жизнью: в одном сражении с абадзехами был убит.

После смерти Батыр-Гирея власть над бжедухским народом наследовал брат его Явбук-Гирей, которого горцы звали Явбук-бей. Терпя постоянные разорения от более сильных абадзехов, Явбук-бей стал настоятельно просить черноморского войского атамана генерала Котляревского принять его с подвластными ему бжедухами на землю казаков войска Черноморского, высказывая, что ему на левой стороне Кубани от абазинцев житья нет и что если его не пустят на нашу сторону Кубани, то он с оружием в руках насильно перейдет границу и тогда отдастся на волю русских, и лучше умереть от них, чем терпеть от своих врагов непосильные обиды, притеснения и разорения и все- таки в конце — смерть.

Такую просьбу и намерение в случае отказа самовольно перейти Кубанскую границу Явбук-бей заявил 7 марта 1797 года, но атаман Котляревский, имея предостережение от высшей власти — не пускать своих казаков за Кубань и оттуда не принимать на русскую сторону черкесов, не принял на свою ответственность заявления Явбук-бея; ввиду же особой важности случая предоставил его домогательства по команде на Высочайшее усмотрение со своим мнением, что если будет угодно Его Величеству принять названного князя с его народом под покровительство России, то дать им землю под поселение верст за триста от Кубанской границы, чтобы они не могли после этого сообщаться с закубанскими горцами и не могли впоследствии учинить какого зла черноморским казакам.