Рейтинг@Mail.ru

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2 2020-01-18T15:37:37+03:00

Все это показалось отложившимся бжедухам дико и не согласно с ожидавшимся ими благом под рукой грозного Магомет-Амина, и когда генерал Рашпиль направил свои войска для наказания их за измену, то бжедухские владельцы обратились к нему с просьбой помиловать их, обещая не слушать более Магомет-Амина, а быть навсегда уже покорными и преданными России. Раскаяние их в своей измене казалось искренним, и Рашпиль отложил готовившееся им достойное наказание.

Следует заметить, что горские народы не придавали особенного значения присяге, приносимой ими на подданство России. Будучи народом с незапамятных времен вольным и ни от кого не зависимым, они не имели никакого представления о подданстве, а если они и давали на то клятву, то только в силу крайней необходимости, но не по убеждению. Они по временам склонялись то на одну, то на другую сторону, лишь бы им не грозила опасность разорения и потеря имущества и жизни.

Живя на рубеже Кубанской границы, они первые должны были покориться России, а в противном случае, за сопротивление подвергаться жестокому наказанию и в то же время за изъявленную русским покорность подвергались мести других горцев, не желавших признавать над собой русской власти.

Таким образом, они постоянно были между двух огней: их били спереди русские, если они соединялись с враждебными горцами, а сзади — эти же самые горцы били, если они склонялись на русскую сторону. Эти-то обстоятельства и служили поводом к неоднократной измене бжедухов России и нарушению даваемой ими присяги на русское подданство, но измена была и в отношении других горцев.

Когда бжедухские владельцы отложились со своим народом от Магомет-Амина и преклонились вновь к русским, то этот агитатор опять начал стягивать преданных ему черкесов для разорения «в пух и прах» изменивших ему черкесов. Чтобы избегнуть такого бедствия, бжедухские князья и дворяне в проезд наместника Кавказского через Черноморию в Крым в октябре 1851 года собрались в Екатеринодаре, представились князю, изъявили чистосердечное раскаяние за свою прежнюю измену России, просили простить им эту вину и защитить их от гнева и мести Магомет-Амина, обещаясь впредь свято соблюдать данную ими клятву на подданство России и быть верными и преданными русскому монарху.

Граф Воронцов принял бжедухских представителей благосклонно и поручил генералу Рашпилю сделать по просьбе их все, что окажется только возможным с нашей стороны.

Рашпиль принял во внимание, что Воронцову представлялись одни только привилегированные лица бжедухского народа, а от простых черкесов представителей не было, и зная, что первые с последними, расстроенные Магомет- Амином и другими возмутителями, жили не в ладах, назначил им общее собрание за Кубанью для выяснения вопроса о подданстве России.

На это собрание посредником командировал ротмистра из черкесов султана Сагат-Гирея, но этот «миротворец» ничего не успел сделать. Собравшиеся простые черкесы жаловались на своих владельцев за несправедливые к ним отношения, притеснения и обиды, а владельцы винили своих подвластных за неповиновение их власти, но о подданстве России и речи не было. Тогда Рашпиль пригласил на другой день к себе князей, дворян и почетных лиц из простых черкесов, и, когда они собрались, заявил им, что предмет совещания должен быть о взаимной дружбе и согласии русских с бжедухами, и если последние окончательно откажутся от подчинения Магомет-Амину и признают власть над собой русского государя, то должны свою преданность подтвердить присягой и в залог верности выдать аманатов.