Рейтинг@Mail.ru

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2 2020-01-18T15:37:37+03:00

Вообще нужно заметить, что весь Кабардинский округ пользуется умеренным и здоровым климатом. Это оправдывается относительно малой болезненностью и смертностью между населением округа и совершенным отсутствием эндемических болезней. Есть, впрочем, немного мест по низовьям рек Малки, Баксана, близ берегов Терека, где жители, преимущественно в летнее время, сильно болеют лихорадкой.

Часть IV

Племена, населяющие Кабардинский округ.

Их общественный, экономический и домашний быт. Степень нравственного и физического развития. Народная медицина

Территорию Кабардинского округа населяют два племени, совершенно отличных между собой как по. языку, так и по происхождению. Кабардинцы, населяющие Б. и М. Кабарду, составляют отрасль обширного кавказского племени, известного под именем адыге, обитающего у северного склона Кавказских гор, простираясь от Кабарды далеко на запад, почти до Черного моря. Горцы же, т. е. балкарцы, хуламцы, безенгйевцы, чегемцы, происходят, по местному преданию, от ногайского племени, кочевавшего в XIII веке по правой стороне реки Терека, в нынешней Малой Кабарде, откуда они, будучи вытеснены монголами, требовавшими от них дани, разделились на три части: одна из них поселилась в горах нынешнего Кабардинского округа, другая — около Пятигорска, а третья ушла дальше к северу и поселилась в степях. Все здешние горцы говорят на общем татарском наречии.

Кабардинцы от имени четырех князей (Атажуко, Мисост, Бекмурза, Кайтуко) делятся на четыре фамилии: Атажукинскую, Мисостовскую, Бекмурзинскую и Кайтукинскую, имеющие, каждая отдельно, своего представителя. Сверх того, у них есть еще много сословий, это: князья, уздени (трех степеней), вольноотпущенники, унауты и бывшие холопья. Подобного рода сословия существут и у горцев: таубии составляют высшее сословие, соответствующее кабардинскому сословию узденей I-й степени, кара- киши (черный народ), или среднее сословие, и чагары, или бывшие холопья.

В Кабарде народ владеет землями на общинном праве, в горах же, напротив, земли большей частью имеют своих владельцев, или собственников.

Общественная жизнь у туземцев Кабардинского округа подчинена отчасти законам Корана, или учению Магомета, которое они исповедуют, отчасти же народным обычаям Впрочем, бывают случаи, что они прибегают к руководству и наших узаконений. Что же касается домашнего быта туземцев, то он обуславливается исключительно волей старшего в доме. Наше управление этим народом ограничивалось до сих пор, главным образом, соблюдением всех его постановлений, основанных или на учении веры и на гражданских законах, изложенных в Коране, или же на народных обычаях (шариат и адат).

Собственно же наша цивилизация пока еще чужда для них. Людей, вполне образованных, между туземцами нет, но есть довольно много обучавшихся в корпусах, гимназиях и много таких, которые служили в регулярных войсках в России, так что люди эти более или менее знакомы с нашим общественным бытом и даже усвоили его. Но у себя на родине они очень скоро стушевываются и поглошаются остальной массой народа, почему и не могут обнаружить в нем ни малейшего влияния на успехи общей цивилизации. К тому же духовные лица, или муллы будучи сами вполне невеждами, всеми силами противятся всякому нововведению, какого бы рода оно ни было, из опасения утратить на народ свое влияние.

Несмотря на это, правительство наше в последнее время стало усердно заботиться об устройстве и улучшении как общественного, так и домашнего их быта. С этой целью учрежден комитет для разбора личных и поземельных прав туземцев; устраиваются в некоторых аулах народные школы для обучения кабардинскому языку независимо от Горской окружной школы, существующей в Нальчике с 1860 года; рассматривается проект об устройстве народной лечебницы для кабардинцев и горцев и подаются советы к разведению садов, усилению хлебопашества и вообще к преобразованию их сельского хозяйства, что, без сомнения, поведет к улучшению материального и экономического их быта.