Рейтинг@Mail.ru

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2 2020-01-18T15:37:37+03:00

При приготовлении кефира горцы поступают следующим образом: в свежее коровье, козье или овечье молоко, налитое в небольшой бурдюк, кладут особого рода сырное вещество (бродило) в виде мелких, сухих, бурого цвета КУСОЧКОВ неправильного очертания, и, поболтав довольно долго, ставят бурдюк на сутки и больше в прохладное место для брожения, повторяя при этом почаще взбалтывание. Упомянутое сырное вещество горцы зовут зернами или семенами кефира.

Во время брожения зерна они быстро прибавляются не только в объеме, но и в количестве, причем также замечается движение и в самой жидкости от развития в ней газа и передвижения с места на место самих зерен. По истечении суток или ДВУХ кефир бывает готов. В этом виде он представляет собой белую довольно густую пенистую молочную жидкость приятного кисловатого вкуса со значительным содержанием молочной и угольной кислоты.

Вначале кефир обыкновенно бывает не совсем хорош, но при постоянном дальнейшем производстве его он становится лучше. В бурдюк, в котором содержится кефир, ежедневно прибавляется двойное или тройное количество молока, против взятого из него кефира. Если случается иногда, что кефир вырабатывается КРУГЛЫЙ год. то зерна, или семена, сбиваются все вместе, образуя из себя форму пирога или сыра. По прекращении производства кефира зерна или пирог вынимаются из бурдюка, обмываются водой, сушатся и сохраняются до будущего раза. Когда для кефира употребляется молоко овечье пли козье, то оно выходит еще гуще и питательней.

Нужно заметить, что кабардинцы никогда не приготовляют кефира, а если и случается пить его па плоскости, то он далеко не имеет тех свойств, какими обладает в горах.

Горцы пьют кефир гораздо реже, чем айран. Здоровые употребляют его обыкновенно для утоления голода и жажды, слабые же — с целью укрепить себя в силах. Кефир составляет очень легкую и питательную пищу, скоро утоляет жажду и не увеличивает отделения мочи, подобно айрану. Между горцами он еще славится как верное средство для поддержания половой деятельности до глубокой старости.

Народная медицина. Народная медицина у кабардинцев и горцев ничем не отличается от таковой у других племен Кавказа, даже в некотором отношении здесь она в упадке, потому что между кабардинцами нет ни одного знахаря, ни одного врача, который бы пользовался хотя бы незначительной популярностью в народе. Чаще всего для лечения ран и других наружных болезней приезжают в Кабарду дигорцы, осетины, а иногда кумыки, персиане и турки.

Многие из женщин-туземок занимаются исключительно лечением накожных сыпей различного свойства и происхождения посредством окуривания ртутью, или киноварью, употребляя еще иногда при этом отвары из многих трав. Такое общее лечение накожных болезней ртутными средствами основано у них на том ложном и невежественном убеждении, что они в каждой сыпи, имеющей на теле более или менее значительное распространение, видят сифилитическое происхождение, в особенности же, если она сопровождается случайным поражением глотки, хотя бы и простого свойства.

Отличать же сифилис от других накожных болезней они вовсе не умеют. Страдания волосистой части головы (экзему) они лечат мазями, составленными из разных едких средств, между которыми медная ярь и купорос занимают первое место. Внутренних же болезней туземцы не лечат или очень редко, потому что они не имеют ни малейших познаний ни о болезненных изменениях в организме, ни о врачебных средствах и действии их на человека. В этих последних случаях они чаще всего прибегают к амулетам с молитвами из Корана и носят их на больных частях тела.