Рейтинг@Mail.ru

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2 2020-01-18T15:37:37+03:00

Дай Бог, чтоб сия эпоха наступила скорее, нежели мы думаем!

Кабардинцы

Описав во второй части статистические сведения относительно кабардинских земель, я намерен сообщить здесь этнографические подробности о сем народе, который занимает первое место между горцами. Сие описание заимствую я из сочинения И. Дебу «Кавказская линия», потому что сии сведения есть самые положительные и верные.

Кабардинцы имеют преимущество над всеми горскими народами, кроме одних дагестанцев: все прочие роды, как то: кумыки, чеченцы, карабулаки, аскаевцы, алтисты, осетинцы, абазинцы, беслинейцы, ингушевцы и другие,— не только им подражают в нравах и во всех обычаях, но частью от них зависели и платили дань; законов никаких не имели и не имеют, следуя обычаям, по преданию им известным, и от вкоренившегося между ними несогласия весьма испорчены.

Большая Кабарда разделяется на три поколения, а именно: Атажукова, Миссоустова и Джембулатова. Все сии три колена выводят свой род от одного князя, называемого Кес, который, как сказывают, выехал из Аравии и учинился владельцем всех горских народов. Сей князь имел двух сыновей: первый называется Инал, а второй Шамбок. От младших детей Инала произошли все три вышеозначенных поколения кабардинских владельцев; но он имел еще старшего сына, Шеченуха.

От Шамбока произошел род беслинейских и абазинских владельцев. Поколение Шеченуха было в Кабарде в особенном уважении. Старший из оного составлял род самовластного владельца; но в конце прошлого века по ненависти к нему прочих князей, не терпевших его гордости, учинен был против него заговор, от коего совершенно истреблено сие колено.

От Джембулатовского рода произошли все черкесские князья, ныне в России находящиеся, под названием Алеуковых и Бековнчевых.

Ныне число владельцев их столь размножилось, что они лишаются способов к приличному себя содержанию. От уничтожения первобытных учреждений возник крайний беспорядок, и по мере того, как оный увеличивался, грабительство сделалось единственным предметом их существования. Посему первое правило каждого владельца — от- пять и украсть все то, что только глазам представится, Сие правило, так сказать, всасывают они со млеком матери; ибо, как скоро у владельца родится младенец мужского пола, то отдается кому-либо из узденей (род дворян), который должен его воспитать до совершенного возраста с содержанием на собственном своем иждивении.

Сие воспитание состоит в том, чтоб приучать с юношества к проворству и краже. Награда за воспитание бывает немалая: ибо когда питомец возмужает, то обязан из всякой им приобретенной добычи отдать девять долей воспитателю (по их наречию: аталык), оставляя себе последнюю. Это еще более доказывает, сколь нравы их прочны. Ка-бардинцам вовсе неизвестны законы и образ в управлении, ибо они силой или по собственному их согласию, подчиняясь владельцу Кесу, состояли под верховным его управлением, которое оставалось наследственным в его роде.

Прежде воля князя составляла у них весь закон, но с умножением князей и воля их начала разделяться; а от сего нечувствительно произошли советы, на которые по времени начали приглашать узденей. Случившиеся между народом неудовольствия побуждали призывать к важным собраниям и народных старшин. Постановления общего совета, хотя имеют у них законную силу, но часто переменяются.

Клятва над Алкораном есть главнейшее их обязательство; но как закон магометан не весьма давно введен между ними, то они, по своему непостоянству, редко далее