Рейтинг@Mail.ru

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2 2020-01-18T15:37:37+03:00

Во время праздничных, или, лучше сказать, праздных дней, собираются они беседовать между собой, а юноши забавляются плясками. Музыка их состоит в двух или трех длинных дудках с тремя круглообразными отверстиями и в одной балалайке. Обыкновенная их пляска род азиятский, но имеет особенные ухватки. Всякий раз, когда бывает свадьба, собираются все жители того селения, где оную совершают; тут выставляются уже все наряды, какие только кто по состоянию имеет: холостые украшаются всеми приобретенными доспехами; девушки — лучшей одеждой. Молодой человек, отличившийся рыцарскими ухватками и проворством, заслуживает похвалу старшин и получает право плясать с той девушкой, с которой он пожелает; непроворному это воспрещается.

По окончании празднества расходятся они в свои дома, а невесту или новобрачную уводят: и жениху должно так прокрасться к ней в дом, чтоб никто не приметил, а иначе он подвергнет себя бесславию и навлечет крайний стыд жене своей.

Воспитание девушек не имеет в себе ничего примечательного. Всякая мать, какого бы рода ни была, отдает, по рождении, дочь свою в чужие руки на воспитание. До 7 лет, как сие выше сказано о детях мужского пола, верхняя часть их тела обшивается лайкой, отчего имеют они весьма стройный стан. Возрастая, учатся они вышивать золотом и шелком, плесть тесемки, шить платья; по замужестве — шьют одежду мужьям и себе. Одежда не различает девушек от замужних, а только головной убор, состоящий из шапки, ими по замужестве носимой, которая отцом новобрачного снимается по рождении первого младенца, причем он обязан по своему состоянию дарить домом, скотом и проч.

По смерти отца, мужа или ближней родни всякая женщина должна себе расцарапать лицо и грудь до крови. Чем более она себя окровавит, тем более ознаменует свою привязанность. Мужчины в подобных случаях должны сечь себя плетью так, чтобы лоб был в синих пятнах. Но варварство сие с некоторых лет начало уменьшаться: оттого ли, что они почувствовали глупость сего обычая, или от уменьшения их любви к родственникам.

Кабардинцы более всех горцев склонны к оседлой жизни; родина для них священна. Обычаи предков сохраняются с точностью. Они благоговеют перед гробами предков и почитают оные жертвоприношением. Изделия кабардинцев: оружие, бурки, холст и прочее — гораздо совершеннее, нежели у других народов.

Кабардинцы довольно часто изменяют покрой своего платья, и таковая перемена тотчас входит в употребление и у других горцев. Одним словом, кабардинцы служат представителями просвещения и образованности между племенами народа адехе, к коему также причисляются. Вкус кабардинцев и поступки служат примером для прочих племен, которые во всем им подражают.

Абазинцы

Народ сей есть отделенная часть жителей Большой Абазехии. Сперва обитали они по ту сторону Кавказских гор, занимая пространство оных от Ельборуса до Анадолии, устраивали свои селения по ущельям в неприступных местах.

Народ сей, рассеянный по ущельям, которые и до сих пор почитают против других мест выгоднейшими, не имел над собой ни одного верховного начальника, а управлялся первоначально старшими по летам. Всякое таковое ущелье имело одного старшину, к которому прибегали с жалобами в случае неудовольствий. Совет такового, ими избранного, старшины почитался приговором; а наконец, они сделались верховными судьями и повелителями народа; и каждое ущелье, составляя собой округ, получало имя любимого и доброго своего старшины, заслужившего правлением своим любовь народа.