Рейтинг@Mail.ru

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2 2020-01-18T15:37:37+03:00

Несогласие владельцев, алтыкисеков и башилбайцев произвело вражду между сими единоплеменными народами: отчего произошли между храбрыми оными семействами жестокие и кровопролитные ошибки, ослабившие их силы. Кабардинцы, вспомоществуя первым, избраны были по общему согласию сих добродушных, но возмущенных народов, посредниками в возникших между ними несогласиях. Желая же употребить доверие, оказанное им в собственную пользу, остановили кровопролитие не для прочного их примирения, а единственно опасаясь, чтобы оно не произошло без их посредничества.

Придерживаясь и за сим предположенного намерения, они обманывали по очереди оба народа, увеличивая несогласие и умножая обоюдно между ними ненависть, и тем самым произвели между сими единоплеменниками новый и непримиримый разрыв. Исполнив сие предприятие и ослабив силы абазинцев, кабардинцы оставили до времени башилбайцев и обратили весь свой яд на первых.

Неограниченное самовластие и взаимная независимость абазинских князей, владевших над своими подданными без всяких установленных законов, подали кабардинцам повод воспользоваться выгодой семейственных своих с абазинцами связей и последовать склонности их к разбоям под наименованием рыцарства. Учителя обратили сию склонность в свою пользу, вооружив одного владельца против другого; принуждали добрых абазинцев подговаривать других, подвластных себе, подобных владельцев разведывать об удобном времени к приведению в действие злого, им внушенного, намерения нападать на слабого врасплох, грабить его имение, сжигать дома, угонять скот, уводить подвластных, забирать жен и детей и отдавать похищенное им же, как учителям в сем новом изобретенном ими ремесле.

Получая из рук их только малейшую долю, абазинцы почитали и это за милость; но, по наущению тех же кабардинцев, обиженный не оставался долго без должного возмездия, и ограбленный платил тем же самым ограбившему.

Подвластные абазинским владельцам, поневоле участвующим в ежедневных между ними ссорах, и терпящие от такового несогласия крайнее разорение, начали искать защиты у башилбайцев, к которым по большой части перебежали, ибо владельцы, по близости поселения башилбайцев, по удобности к сему переходу и по древнему их обряду, позволяющему народу таковое переселение, никак не могли оное воспретить.

Кабардинцы же не только тому не препятствовали, но еще способствовали беглой толпе осетинцев, провожая и защищая их в пути до предназначенного места. От такового переселения, возбуждавшего прежде их зависть, соседи весьма ослабели; выгоды же, кабардинцами во время производимых в сем народе раздоров полученные, были так. велики, что они сделались богаче осетинцев; а от бегства их подвластных — и многолюднее, ибо часть их перешла к ним.

Кабардинцы, расстроив таким образом народ сей, сняли с себя личину и показались в истинном виде. Сначала делая притязания к абазинцам, требовали с каждого их двора по одному барану под тем предлогом, что земля, ими занимаемая, принадлежала им, кабардинцам. Абазинские владельцы, будучи сими раздорами расторгнуты и ослаблены, ненавидя и в одно время боясь однородней своих, башилбайцев, от коих при лучшем согласии могли ожидать вспомоществования, принуждены были платить им требуемую дань.

После сей удачи кабардинцам оставалось только то, чтобы совершенно поработить сей народ, чего и не замедлили исполнить. Они разными пронырствами заставили слабейших из владельцев войти к ним в подданство и из разных по родоначалию признать себя их узденями, или прислужниками; в сем качестве, переселив их к себе с их подвластными, переходили ежедневно к оставшимся на другой стороне абазинцам; грабили их без пощады, давая долю из приобретенной ими столь гнусным образом добычи новым своим переименованным узденям, позволяя нм притом спокойно пользоваться собственностью и одаряя их за оказанную приверженность. Таковое же их снисхождение умножало число новых сего рода узденей.