Рейтинг@Mail.ru

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2 2020-01-18T15:37:37+03:00

Балкарцы, карачаевцы и чегемы говорят татарсконогайским наречием. Религия их весьма смешанная: некоторые исповедуют магометанскую (суннитскую) веру, хотя не имеют мечетей и мулл; другие поклоняются единому Богу без всяких наружных обрядов; у некоторых заметны следы прежнего христианства, ибо они сохраняют посты, почитают воскресные дни и развалины древних церквей, осеняют себя крестом, снимая в сих случаях шапки; также едят свинину.

Особые достопримечательности

Между развалинами древних христианских церквей, коих постройка и надписи могли бы хотя несколько пролить свет на историю сих стран, определив эпоху господствования христианской религии между означенными племенами, особенно замечательны остатки таковой церкви, находящейся близ урочища Улу Эльта на скале, составляющей берег р. Чегема; внизу сей скалы находится подземный ход, запираемый железными дверями. Уверяют, что в сей церкви хранятся достойные внимания древние книги. Беременные женщины по обещанию закалывают близ сей церкви овец и оставляют оных на съедение зверям.

В земле Чегемской, на полдень в вершинах реки Чегема, есть свинцовая руда и железная. Руды сии обрабатываются жителями, которые умеют лить пули и даже составлять порох из селитры, ими обрабатываемой. Священные источники обсажены деревьями, которых никто не смеет рубить.

Пути сообщения

Главные торговые пути сообщения всех трех племен с местечком Они проложены по отлогостям гор, и не иначе возможны, как верхом. Путь сей для карачаевцев идет правым берегом Кубани, потом, огибая гору Ельбо- рус и ее восточный отрог, выходит в Имеретию к деревне Теби, при коей соединяется с дорогой, выходящей из земли Чегемской, в коей пролегала она по берегам рек Шаудана и Чегема.

Путь же из балкарской земли идет по реке Черек или, правильнее, по восточному рукаву оного; потом, перерезывая Главный хребет Кавказа, идет по Имеретии правым берегом р. Риона до самого местечка Они. До сего последнего чегемцы и балкарцы достига-ют в 2 дня конной езды, а карачаевцы — в 3 1/2 дня.

ПОДВИГИ РУССКИХ ВОЙНОВ в СТРАНАХ КАВКАЗСКИХ

c l800-гo пo 1834 год

С присовокуплением биографий главнейше замечательных лиц, действовавших в первое тридцатитрехлетие русского владычества за Кавказом; историческо-статистического описания мест, прославивших русское оружие в Кавказских странах, описанные Платоном Зубовым

ТОМ ПЕРВЫЙ

Часть первая

22 сентября главнокомандующий (князь Цицианов) Возвратился в Тифлис, где получил ниже- следующее известие о действиях на Кавказской линии, находившейся под начальством генерал-лейтенанта Глазенапа, коему еще в начале мая предписал принять решительные меры для наказания бунтующих кабардинцев, которые 27 апреля потревожили Эссентуцкий пост и во многих местах кордонной линии по Малке производили неприязненные действия.

Генерал-лейтенант Глазенап, сосредоточив сколько было возможно- войска, вступил в Кабарду и расположился лагерем на р. Баксане. Кабардинцы в числе 1500 человек приблизились к отряду. Посему генерал Глазенап командировал на встречу их 3250 казаков, коим поручил узнать, с каким намерением кабардинцы приближаются; но последние вместо ответа открыли огонь, а потому генерал Глазенап приказал ударить по неприятелю, подкрепив казаков, и соединенными силами заставил кабардинцев обратиться в бегство, нанеся им довольно значительный урон.

На третий день после этого происшествия генерал Глазенап подвинулся к речке Чегему, по коей расположены были значительные неприятельские селения. Кабардинцы, видя решительные действия русских, выслали старшин, объявивших, что народ согласен на все требования, испрашивал двухдневной отсрочки на исполнение оных. Генерал Глазенап, избегая напрасного кровопролития, согласился на их просьбу; но- вскоре оказалось, что они, вместо того чтобы обратиться к своему долгу и заняться восстановлением родовых судов, воспользовались отсрочкой только для того, чтобы вывести все свои семейства и имущества в горы и более привести свои аулы в оборонительное положение.