Рейтинг@Mail.ru

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2 2020-01-18T15:37:37+03:00

По происхождению. Народ адехе, будучи составлен из стольких различных народов, вытеснявших один другого в отдаленные эпохи, никак не может быть разделен на классы по происхождению. Особенная национальность заметна только между новыми переселенцами.

Вера

Господствующая вера магометанская (суннитская); небольшое число жителей исповедуют веру шиитскую, еще меньшее число поклоняется солнцу; но признаки прежде существовавших вероисповеданий (христианской и языческой) весьма заметны между народом адехе; особенно первая проявляется довольно резкими чертами, несмотря на мрак магометанского фанатизма, невежество и предрассудки.

Достойно замечания, что народ адехе по умственному соображению празднует в одно время с нами многие христианские праздники в честь Спасителя и Богоматери; в начале весны ежегодно постится, почти в одно время с нашим Великим Постом, и почти столь же продолжительное время. По окончании оного, в начале апреля, имеет особый праздник, называемый ими День явления Бога, во время которого женщинам дозволено молиться вместе с мужчинами.

В сей день жители собираются после молитвы вместе, дарят друг другу крашеные яйца, стреляют в цель, которой всегда бывает крашеное яйцо: попавший в оное получает подарок от хозяина, которому принадлежит яйцо, служившее целью. Таковые обряды ясно показывают, что адехе сохранили память о Посте и Светлом Воскресенье. Среду и пятницу называют они большим и малым постом; воскресенье — Божьим днем, в продолжение которого чуждаются всяких работ.

Уважение адехе к изображению креста также очень заметно: всякая вещь, которую необходимость заставила хозяина оставить в поле без присмотра, если над ней поставит он крест, остается священной и неприкосновенной; и несмотря на склонность к воровству, столь общую сему народу, никто не дерзнет воспользоваться вещью, оставленной под покровительством Божиим через изображение крестного знамения.

В тех домах, которые еще не совершенно приняли магометанство, прибивается к стене небольшая полка, на коей лежит кусок воска и полотенце. В праздник из сего воска делают свечу, зажигают оную, становясь перед ней на колени, молятся, скидая шапку, а на место употребленного воска кладут новый кусок. Все сии замечания относятся в особенности к племенам, живущим по берегу Черного моря и на равнинах, окружающих Кубань.

Между племенами, живущими в ущельях и на горах, заметна до сего времени языческая вера, которая, хотя смешана с обрядами магометанства, но все еще проявляется по-прежнему. Языческие божества носят у них следующие названия: Шибле — бог грома, Тлепс — бог огня, Мезитха — бог лесов, Зекутха — бог путешественников, Сеозерес — бог воды. Празднества сим богам производятся или в особых заповедных рощах, или на вершинах гор.

Места сии остаются неприкосновенными для каждого; и преступник, нашедший в оных убежище, избавляется от кровомщения. В жертву богу Шибле приносят быков, овец и волов.

О состоянии народа в отношении физических качеств

Народ адехе, как воспитанник безыскусственной природы, не зная изнеженности и роскоши, имеет стройный стан, рост выше среднего, физиономию выразительную, черты лица правильные, осанку воинственную. Князья их древних фамилий, как потомки арабов, отличаются смуглостью лица и особливой надменностью характера. Красота их женщин издавна славится, и не без причины.

Кто хочет видеть в наше время воплощенный идеал красоты классической, тот должен видеть черкешенку. Черные глаза, полные живости, высокая грудь, стройный стан, очаровательная белизна лица, оттененная живым румянцем, темнорусые волосы, разбросанные по плечам,— вот очерк красавицы гор. Но жаль, что природа, дав сему существу прекрасную картинную наружность, мало озаботилась оправдать в отношении к оному пословицу, что лицо есть зеркало души.