Рейтинг@Mail.ru

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2 2020-01-18T15:37:37+03:00

И даже в центральных журналах России — «Вестнике Европы», «Отечественных записках» и «Журнале Министерства внутренних дел» — еще крайне редко появлялись статьи о Кавказе. Но поскольку Платон Зубов служил при штабе Кавказской армии в Тифлисе, находился в самом центре распространения русского влияния на весь Северный Кавказ и Закавказье, был современником и участником рождения многоликой кавказской прессы, то среда и окружение стимулировали не только его творческое начало, но подали ему идею к широкому и универсальному «писанию» народов Северного Кавказа и Азербайджана.

Если первая книга «Картина Кавказского края…» строилась П. А. Зубовым в основном на материалах предшественников и их опубликованных работах, то рукопись «Подвиги русских воинов в странах кавказских…» — на донесениях и отчетах Ртищева, Паулуччи, Тормасова и других генералов и офицеров Главного штаба Кавказской армии. На первый взгляд явная компилятивность автора предлагаемых читателю книг может показаться неоправданной и недостойной внимания. Но если вдуматься в те процессы, которые происходили в исторической науке России, то станет понятным и объяснимым пер-спективное аккумулирование и рост потенциала обществоведческой мысли.

Каждое новое поколение авторов, как это было и с Платоном Зубовым, не только и не просто повторяло предшественников, но и добавляло много своего, а главное — с позиций нового времени и уровня знаний и информации их интерпретировало. В частности, представление о религиозных верованиях адыгов и отношение их к христианской вере. Он фиксирует множество остатков этой религии, среди которых выделяет праздник в честь Спасителя и Богоматери, ежегодные посты в начале весны, выделение воскресенья в Божий день, уважительное отношение к изображению креста. Описывая остатки древних греческих поселений, церквей и надгробных надписей по берегам Шахэ и Кубани, в районах Нэгъой къушъхь и Большого Зеленчука, П. Зубов даже объясняет эти факты стремлением римлян и греков приблизить к себе северокавказские племена с помощью идеологического влияния религии. Искусные миссионеры, на его взгляд добились «блистательных успехов» в этом мероприятии и не только распространили свою веру и греко-римскую культуру на Западном побережье Черного моря, но и сделали адыгов союзниками Юстиниана I в войне с персидским царем Хосровом I Ануширваном.

Автором приводятся редкостные факты стремления католиков Францисканского ордена XIV века склонить зихского вождя против метраха греческого и установления в 1439 году Римско-католического епископства.

П. Зубов один из первых пришел к мысли о том, что Кавказская война, основание Моздока, победы русской армии над локальными адыгскими отрядами, жестокость и произвол в отношении к местному населению, активизация религиозного влияния Турции на жителей региона и, особенно, пророка шейха Мансура способствовали распространению ислама на Северном Кавказе.

П. Зубов, конечно, в годы формирующихся исторических взглядов далек был от стентического подхода к проделываемой работе и герменевтического объяснения фактов истории и культуры, но информационный материал его, а также его современников и предшественников ценен уже тем, что общественные науки своей изначальной активностью и изменчивостью в любом случае исключают, говоря словами философа, «профессиональный кретинизм».

Убедительное тому доказательство: характеристика адыгских племен и территории их расселения. Платон Зубов несколькими штрихами представляет состояние их исторической ситуации: расплывчатость границ, неопределенность численного состава, миграции внутри этноса, вливания за счет переселений, пленных, значительного количества инородных элементов и расселение адыгов далеко за пределами своей территории. Особенно это касалось демократических обществ абадзехов, натухайцев и шапсугов, где находили приют «беглецы и бродяги разных наций».