Рейтинг@Mail.ru

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2 2020-01-18T15:37:37+03:00

Черкешенки вообще злы, вспыльчивы, ревнивы, мстительны и готовы на все крайности. Впрочем, сие должно отнести к необразованности, ибо с самого вступления своего в замужество, начиная быть в состоянии совершенно рабственном, имея на попечении все хозяйство, они привыкают к сварливости и становятся несносными.

Нравы, обычаи, предрассудки, дух народа, просвещение

Общие черты сего народа: гостеприимство, целомудрие брака, почтение к старшим летами, мстительность, ревность и сребролюбие. Водворенные переселенцы разных народов, подражая во всем туземцам, час от часу более теряют свои национальные черты.

Весь народ адехе связан между собой политическим родством, которое удерживает один другого от взаимных обид и сближает их между собой для лучшего сопротивления внешним и внутренним врагам. Я разумею под сим: принятие на воспитание младенцев и усыновление взрослых. Первое основывается на обычае, издревле существующем, что всякая мать не должна воспитывать сама детей своих, а отдает их для сего другим, принимая, в свою очередь, попечение о детях чуждых.

От сего обыкновения часто случается, что дети важнейших фамилий воспитываются между простолюдинами и гораздо более бывают привязаны по чувствам сердца к домам своих воспитателей, чем к своим собственным; ибо, единожды отдав на воспитание сына или дочь, родители почитают стыдом справляться у воспитателя о состоянии оных до совершеннолетия, в которое время принимают их с торжеством, делая празднество для всех родственников и ближних.

Воспитатель тогда же получает подарок от отца или матери своего воспитанника, и оба дома чрез сие сближаются и делаются родственниками. Таковые выгоды побуждают простолюдинов искать ревностно чести — принять в недра своего семейства для воспитания детей княжеских и дворянских; и часто случается, что еще младенец находится в утробе матери, а множество желающих быть его воспитателями оспаривают друг у друга таковое лестное право.

В споры сии родители дитяти не вмешиваются, ибо сие почитается предосудительным. Претендатели, разобравшись между собой, наконец, назначают из среды себя воспитателя, и тогда сей последний ожидает дня рождения будущего своего воспитанника с большим нетерпением; посылает бабку заблаговременно в дом родителей младенца ждать появления оного в свет и приготовляет пиршество.

Получив известие о его рождении, он пирует со своими родственниками и ближними дня два или три, после чего новорожденного переносят в дом воспитателя, который всемерное прилагает старание доставить ему не только необходимое, но даже излишнее, и часто разоряется, делая для сего издержки свыше своего состояния в надежде, что, после совершеннолетия воспитанника, связи дружества с домом его родителей и обычные подарки вознаградят многократно за прошлое. Кроме того, существует правило усыновлять и взрослых для взаимной политической связи.

В таковом случае, когда обе стороны согласны, усыновляющий делает пиршество, во время которого усыновленный в знак согласия прикасается губами к груди будущей своей матери, жене усыновителя, и с тех пор оба дома считаются в неразрывном и священном союзе.

Братские общества между племенами народа адехе, живущими в горах, особенно между абадзехов, натухайцев и шапсугов, состоят из беглецов и бродяг разных наций. Всякий преступник, преследуемый законами, находит между ними защиту и покровительство, и как скоро присягнет над Кораном вести себя по обычаям народа адехе, то принимается в общество и делается братом и священной особой для прочих; права его с сего времени равняются правам коренных жителей.