Рейтинг@Mail.ru

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2 2020-01-18T15:37:37+03:00

Действительно, в источниках древности на северо-восточных берегах Черного моря были зиги, или зихи, давшне свое имя большей части земли на Западном Кавказе — Зихия. Название это долго удерживалось и) еще в XV в на итальянской карте Фредуги значится Ziccnia. Название страны Зихией, очевидно, принадлежало одним только итальянцам и поддерживалось при господстве их в этом крае. Страбон же и другие греческие писатели, если и упоминают зихов на Черноморском побережье, то в числе дру-гих народов, среди которых ближе к Закубанскому краю, в западной части, указывают керкетов, которые и у римлян занимают здесь господствующее положение.

Действительно, некоторые из черкесских племен называли себя адыгами. Такое название известно в разных вариантах: адыги, адыхэ, адыми.

По замечанию Дюбуа де Монпере и Досифея, последнее название встречается в сочинении арабского писателя Масуди «Золотые Луга», где он упоминает, что на берегах Кубани жил народ, называвшийся адыми, адинфи (адыхи).

Ученый Люлье объясняет, что слово адыхе слагается из двух слогов: аде означает по-арабски остров, или полу остров, а хе — на их языке море, что и выходит, что этот народ приморской страны как было и в действительности; полуостровом для них мог считаться Таманский или Крымский, если не весь Кавказ, как считал его Страбон при -описании этой части Азии, хотя и неправильно, придвигая море к границе этого полуострова с севера.

Принимая в основание, что черкесское племя (или племена) усвоили себе арабское название адыхайцев, что у них и письменный язык был арабский, (чтение Корана) и что в Закубанском крае, где жили черкесы, профессором Веселовским открыты на некоторых вещах арабские надписи, следует согласиться с некоторыми преданиями, что часть черкесов, называвшихся адыхейцами, действительно, была выходцами из Аравии, в которой они усвоили если и не разговорный, то письменный язык.

Судя по некоторым данным, адыхейцы пришли на Западный Кавказ в то время, когда здесь были уже другие племена черкесов. По легендарному рассказу турецкого ученого Эвлий-Эфенди, после потопа при дележе земли между сорока арабскими коленами, одному главе колена— Кису из фамилии Корейш — достались горы черкесов. Брунг говорит, что нельзя считать совершенно вымышленными предания об арабском происхождении различных кавказских племен.

Исторически доказано, что в I—II ст. Гиджри неоднократно арабские племена в большом числе переселялись на Кавказ. В доказательство Брун приводит известие из сочинений арабских писателей (труды Амчирского Эмира Ибн-Халдуна), что несколько десятков тысяч арабских сассанидов вышли из Сирии в принадлежавшие Константинополю страны и жили там, пока не прекратилось владычество кесарей, после чего переселились в нагорный край черкесов, лежащий между морями Табари-стан и Понтийским. Названные историки еще говорят, что в этих горах жили смешанные народы, но из них черкесы были могущественнее всех.

Почти то же сообщает и Броневский. По его словам, в начале I в. по Р. X. различные черкесские колена мало-помалу овладели лежащими в бассейне р. Кубани цихами, джихами (зихами), синдами и прочими народами, которые под напором черкесов уходили в Колхиду или скрывались в неприступных горах Кавказа.

Все эти сведения дают понятия, что поселения разных восточных народов на Западном Кавказе, в том числе и черкесских племен, было разновременно, разнохарактерно еще в глубокой древности.

ЗАПИСКИ О ЧЕРКЕСАХ

МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ КУБАНСКОЙ ОБЛАСТИ