Рейтинг@Mail.ru

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2 2020-01-18T15:37:37+03:00

Древние известия о черкесах

Условия жизни черкесов на Западном Кавказе в доисторические времена неизвестны; да в позже положение их представляется в туманных картинах до XVIII ст., и только какие-нибудь особенно важные события в жизни этого народа удержались в его памяти путем рассказов, передаваемых из поколения в поколение, и таким только способом предания старины у черкесов (за неимением письменного у них языка) дошли до наших дней.

Заняв горы Западного Кавказа и равнины Кубанской дельты, черкесы жили оседло отдельными племенами, быть может, пришедшими на эти земли в разное время и из разных мест.

Каждое племя имело у себя особого князя, передававшего это звание своему роду; некоторые племена (за прекращением этого рода), вовсе не имели уже князей, но и там, где они были, народ им не подчинялся, а только уважал их.

У черкесских племен никакого внутреннего управления не было, не было и городов, где бы могла зарождаться хотя бы какая-нибудь общественная управа. Проводя жизнь свою в аулах, черкесы считали себя вольным и никому не подчиняющимся народом.

Законом для них в житейских делах и преступлениях служил народный обычай — Адат, а по принятии магометанского закона — и Шариат (правила жизни, изложенные Магометом в Коране). Судьями провинившихся были старейшины общества.

Но если надвигались на черкесов враги для покорения их или разорения жилищ, то все племена приходили в федеративную связь и общими силами отражали неприятелей; равно при таких же условиях и сами нападали на них. 

В каком отношении черкесы находились к понтийским царям и римлянам при господстве их на Западном Кавказе, сведений не имеем, но прочим завоевателям они не покорялись. Говорят, что когда грозный Атила в IV ст., появившись из-за Урала со свирепыми полчищами гуннов, покоряя народы, достиг кубанского края и разбил свой стан на Таманском полуострове, покорив готов и прочие народы Босфорского царства, то и тогда черкесы оставались при заветной своей вольности и не вошли в состав гуннской державы. Историк адыхейского народа Шора Бек Мурзин Ногмов говорит, что черкесы не признавали над собой власти гуннов, а если и служили в их войсках, то по своей воле и охоте.

Господство гуннов на Кавказе сменили авары. Эти азпатцы, иначе называвшиеся еще вархунитами, жили в древ- ние времена в восточных странах, а потом сильной ордой появились на берегах Волги. В VI ст. они просили [покорили] земли подвластных гуннам народов до гор Кавказа, по-том поворотили к Дону, покорили антов и в конце того же столетия удалились за Дунай.

Когда аварский хан, достигши на Кавказе черкесских земель, потребовал через своих послов от народа дани и покорности, то, по словам Ногмова, черкесский князь Лав- ристан и другие витязи ответили: «Не дадим дани, доколе останется хоть один меч, доколе останется хотя один из нас живой». Когда послы хана настаивали на своих требованиях и перешли к угрозам, то черкесы их умертвили. За это хан жестоко наказал их, разорив и опустошив земли черкесов, но этот погром, нанесенный аварами черкесам, Ногмов приводит по удержавшейся в народной памяти песне:

«Спаситель и помощник наш, могущественный Илия. Из огромных (должно быть, громовых) туч неотразимой дланью уничтожь коня байканова, белизной, подобной не тающим снегам горных хребтов наших. Что ж осталось теперь нам в день гибельной тревоги? Страх мертвит души, шум кровопролитных битв отгоняет сон и спокойствие. Гонимые старцы и дети ищут убежища вдали от родных пенелищ своих. Ужасная неизвестность умножает их горесть. Слезы их льются, подобно источникам, которые питают горные воды».