Рейтинг@Mail.ru

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2 2020-01-18T15:37:37+03:00

Кроме этой песни, нашествие аваров породило много разных памятников в изречениях народа, так, например, дороги, ведущие от берегов Черного моря до Кубани, черкесы называют «смертоносные пути». Вероятно, Байкан с аварами проходил этими дорогами, поражая черкесов огнем и мечом.

За аварами распространили свое владычество в Кубанском крае вышедшие с Закаспийского края хазары, основавшие свою главную столицу на Волге, но местопребывание их хаганов встречается и в Тамани.

Хазары в числе прочих покоренных народов считали и черкесов; однако, последние отвергали свое подданство хазарским хаганам и не признавали над собой их власти, из-за чего у них были постоянные враждебные столкновения, в которых со стороны черкесов особенно отличался богатырь-силач князь Редедя. За это современники прославили его в песне: «Ой Редадя, ой Редадя, махо Ореда, о Редадя, махо»! В русском переводе: «Редедя, Редедя, много счастливый Редедя».

При владычестве хазаров у черкесов были столкновения еще и с русскими князьями. Знаменитый русский князь Святослав, желая ослабить власть хазаров, предпринимал походы на Волгу и Кубань, отбирая от них подчиненные им славянские племена под свою руку, с тем, чтобы они дань платили уже не хазарским хаганам, а русским князьям. В одном сражении Святослав не только разбил хазаров, но даже взял их главную вежу Саркел, что значит по- русски главная крепость. Дойдя до Волги, Святослав со своими победоносными войсками поворотил на юг к Кавказу и здесь воевал ясов и косогов Ясы — не что иное, как осы, которыми, по словам Ногмова, в древности назывались абазинцы, или обезы, с которыми роднились русские князья. Есть летописное сведение, что русский князь Ярополк, ходивший в поход за Дон в 1116 году на половцев, взял себе в жены Ясыню, а Изяслав в 1153 году посылал своего сына Мстислава в обезы за другой себе женой, а осы и обезы, по словам Ногмова, был один и тот же народ. Косоги тоже были черкесы, но другого племени. По словам того же Ногмова, их в древности называли кегчахи, или чапсоги, позднее — бжедухи.

Поход Святослава на черкесов остался бесследным, как и многие другие его военные экспедиции. Побеждая народ, он не учреждал в их землях ни русской власти, ни надзора за побежденными, а довольствовался одной данью и то, вероятно, только во время своего там пребывания. Ввиду этого, время его военных столкновений с черкесскими племенами не сохранилось в туземных преданиях; очень может быть, что независимые черкесские племена и дани не дали Святославу, как не платили таковой и хазарам.

Сын Святослава Владимир, как известно, много покорил независимых приднепровских племен и, не довольствуясь этими завоеваниями, обратил свое оружие и на греческие области* находившиеся на северных берегах Черного моря.

В эту войну Владимир, взяв много городов в Крыму, простер свои завоевания и на восточные берега Азовского моря и на Таманском полуострове, находившемся в пределах царства Хазарского. По свидетельству венецианца Барбаро, город Азов тоже был в руках Владимира, который он с Таманской областью, названной Тмутараканью, предназначил в удел сыну Мстиславу. Но для того, чтобы владеть этими покоренными областями, нужно было сначала отобрать их окончательно от хазаров и самих хазаров оттуда удалить. Для этого Мстислав соединился с греками.

В 1016 году по повелению императора греческий вождь Аадроник пристал на кораблях к берегам Тавриды, соединился с сухопутными войсками Мстислава и пошел против хазар. Хазары под предводительством самого своего хагана Георгия Цула были разбиты и власть их в Крыму и на Кубани пала. Греки удовольствовались отнятием у хазар Крыма, а русским предоставили Тмутаракань.