Рейтинг@Mail.ru

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2 2020-01-18T15:37:37+03:00

Подобные черкесские посольства в Москву за русской помощью продолжались еще и в следующие годы, но за отдаленностью черкесского жительства от русских своевременная активная помощь была немыслима. Только в 1556 году, когда польский воевода князь Вышневецкий с украинскими казаками начал громить крымские владения и к ним присоединились русские войска, то и черкесы воспользовались этим случаем: их князья Таздруй и Сибок, пользуясь отвлечением неприятельских войск с Таманского округа взяли у турок Темрюк и Тамань.

Последний город был слишком важный для турок как торговый рынок и стратегический пункт, соединявший Кубанский край через пролив с Крымом. Ввиду этого турки постарались взять Тамань обратно; Темрюк же, не представлявший особенной важности, оставили за черкесами, проще сказать, позволили черкесам жить в этом городе под турецким владычеством. Черкесы долго жили в Темрюке и еще в 1623 году задержали было русских послов Кондратьева и Бармасова ехавших из Константинополя или из Крыма. Их выручили из плена азовский комендант Асан-бей и турецкий посол в Москве Ахмет-Ага.

Со времени участия черкесов в разорении кн. Вишневецким крымских пределов злоба татар на них еще более усилилась. Ханы не пропускали случаев мстить им за свои поражения. Черкесы, не имея достаточных сил, терпели притеснения и если исполняли их требования, то в душе ненавидели своих притеснителей. Явным сему доказательством служит следующий случай.

В 1569 году один знатный черкесин, служивший турецкому султану, Касим-бей, представил этому государю проект о соединении каналом Дона с Волгой. Он доказывал, что водное сообщение между этими реками в мирное время будет полезно торговле, а в военное —возможно будет этим путем подвозить с успехом всякие запасы, нужные для войск на случай войны с Россией и Персией.

Проект этот был настолько заманчив, что великий визирь Тавил-паша дал названному черкесу чин паши и отправил в Крым для обсуждения сего проекта в диване хана. Дивлет-Гирей восставал против этого предприятия и доказывал несбыточность его в разных отношениях, но его не слушали. Турецкое правительство отправило в Крым эскадру с турками и предписало хану присоединить со своей стороны еще части войск для выполнения предприятия по проекту Касим-паши. Повинуясь повелению султана, хан отправил вместе с турками часть татар и захваченных в Кавказских горах тысяч около трех черкесов из племени боздуков (бжедухов).

Предприятие это, как известно, ввиду оказавшегося недостатка продовольствия и приближения к Астрахани русского отряда с князем Серебряным не удалось, турки и татары разбежались, а черкесы, воспользовавшись смятением в войсках, подстерегали своих недругов в засадах, били их и брали в плен.

Религия черкесов

Первыми просветителями закубанских народов считают св. апостолов Андрея, Матвея и Варфоломея, проповедовавших Св. Евангелие в I в. по Р. X. на северо-восточных берегах Черного моря, когда места, где они проходили, не назывались еще Черкесией, а известны были под другими именами, данными им древними писателями, — Синдии, Зихии и пр.

Первый из названных апостолов проповедовал слово Божие в сопровождении Симона Канонита в Знхии и сам в Ахае, второй трудился в стране меотийских народов на восточном побережье Азовского моря и в части Синдии, а последний — в той же Синдии, жители которой считались арийскими племенами индийских народов.

Такне проповеди св. апостолов едва ли принесли много пользы в просвещении диких народов верой Христовой; для этого требовалось время и постоянные наставники к восприятию христианства, а не временное прохождение апостолов по стране языческих народов.

Патриарх Досифей говорит, что хотя св. апостолы с первых веков христианства и проповедовали Евангелие Спасителя кавказским народам, но при поверхностном знакомстве слушателей с такими проповедями они не мог. ли усвоить себе вполне христианской религии и вскоре забывали.