Рейтинг@Mail.ru

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2 2020-01-18T15:37:37+03:00

Большой перелом в попытках ввести христианскую религию у черкесов произошел тогда, когда этой страной при татарском владычестве завладели генуэзцы, заменившие греческое духовенство католическим.

В начале XIII ст. венецианцы начали заводить свои колонии на берегах Черного и Азовского морей со стороны Западного Кавказа; но власть их в этих местах держалась недолго; уже во второй половине того же столетия их вы- теснили генуэзцы, завладевшие колониями не только на тех же берегах, но и в Крыму, и на Кубани, где в главных городах учредили, по договору с крымским ханом, свое управление под начальством консулов с главным префектом во главе, имевшим свою резиденцию в г. Кафе. Этот префект, в свою очередь, подчинялся банку Св. Георгия, преобразованному потом по особому уставу генуэзских колоний.

Во время существования всех этих владений генуэзской республики (до упразднения оной турками в XV ст.) генуэзцы по своим торговым делам были в близких отношениях на Кавказе с черкесами, жили между ними подолгу, имели возможность изучать их жизнь во всех отношениях, язык и культ их верований. Это было самое удобное время для введения у черкесов христианской религии. Кафинский префект генуэзской республики, Эмидеро Дортелли де Асколи чуть ли не первый обратил на это внимание. Он послал к черкесам отца Джавиани де Лукка разузнать о положении у них христианства. Местная черкесская знать оказала этому духовному лицу почтение и выразила согласие принять католических миссионеров. Асколи распорядился послать в Черкесию духовных миссионеров для возобновления в этом азиатском народе веры Христовой, которая оставалась в Кавказских горах только в воспоминаниях.

Результаты этой миссии неизвестны; известно только то, что бороться католическим миссионерам против невежества и дикости черкесов в малодоступных местностях Кавказских гор при неимении у этих горцев письменного языка и непонимании, последними того языка, на котором говорили их духовные наставники, было не под силу; затруднение было еще и в том, что если какой миссионер и научился бы говорить по-черкесски, то невозможно было перевести на их язык Священное Писание, чтобы можно было на понятном им языке производить богослужение; устные же переводы из книг миссионеров непонятных для черкесов латинских слов не достигали цели; миссионеры могли научить горцев только некоторым христианским обрядностям.

Есть еще сведения, по грузинским летописям, что шестой Вселенский Собор подчинил мцхетскому патриарху в числе прочих местностей и Черкесию, но нам неизвестны результаты грузинских проповедников.

Как бы то ни было, но черкесы были плохими христианами как православного исповедания, так не лучшими и католического. Впрочем, по преданиям и свидетельству лиц, имевших возможность знакомиться с черкесским народом, у них все-таки удерживались некоторые христианские обрядности из учений греческих наставников, так, например. соблюдались посты перед праздниками св. апостолов в нюне и Успения Богородицы в августе; постились несколько дней перед Рождеством Христовым, а также и в Великий пост; по вторникам, средам и пятницам не ели мяса: в апреле чтили большой праздник (Св. Пасха), на который пекли хлеб особой формы с изображением трех лиц и ели яйца и сыр; чтили крест; почитали за пророков Ауса Герга (Иисус греческий), Яллия (Илия), Аймиса (Моисей) и Тляпма (царь Давид).

В нюне 1475 года турки взяли главный город генуэзцев Кафу, а вслед затем завладели и другими городами генуэзских колоний в Крыму и на Черноморском побережье. В силу этого события все народы, населявшие Западный Кавказ, в том числе и черкесы, оказались под турецким владычеством. После этого для миссионерской деятельности католиков между черкесами не было уже места; их заменили пропагандисты магометанской веры. Деятельное участие в этом приняли крымские ханы. Особенно выделялся ярым поклонником Магомета хан Шах-Абас-Гирей. Он во второй половине XVI ст. двинулся с татарами в Закубанский край и начал принуждать черкесов к принятию магометанской религии, карая непокорных разорением их жилищ.