Рейтинг@Mail.ru

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2 2020-01-18T15:37:37+03:00

Ногмов передает сохранившееся у кабардинцев предание, что крымские ханы вводили у черкесов веру Магоме та огнем и мечом, черкесские шогены были убиваемы, книги их сжигались, пастырские жезлы расхищались и разбрасывались с презрением; некоторые из шогенов скрывались в горах книгами, где и жизнь кончали в пещерах; впоследствии находили оставшиеся после них книги уже полуистлевшими.

Особенно такого насильственного введения между черкесами магометанства, по словам Ногмова, достиг один хан: он продвинулся в Кабарду с полчищами турок и татар, разбил сопротивлявшихся черкесов, расположил в их жилищах свои войска, поставил в каждый аул муллу и начал силой приводить в магометанскую веру черкесов. После такого насилия хан воротился в Крым, а наблюдать за введением новых порядков оставил в Баксане пашу с войском. С тех пор у черкесов сложилась поговорка: «Чтоб твое имущество было расхищено, как расхищены были шогенские жезлы».

Бокрадзе поясняет, что против кабардинцев воевал в 1703 году хан Каплан-Гирей, вероятно, тот самый, о котором сохранилось передаваемое Ногмовым предание. Последний говорит, что христианство уничтожено у черкесов окончательно в 1717 году.

Магометанские проповедники недалеко ушли от греческого и латинского духовенства в развитии религиозных верований среди черкесов в Кавказских горах. Причины этому были все одни и те же. Турецкие муллы читали им Коран на арабском языке, который не только черкесы, но и сами проповедники едва ли понимали, особенно все мудрые наставления пророка, в эту священную книгу занесенные. Поэтому объяснения догматов веры Магометовой были большей частью также поверхностны и весьма произвольны; их черкесы усваивали себе волей и неволей и настолько, насколько требовалось это наружной обрядностью для доброго мусульманина.

В последние времена жизни черкесов в Кавказском крае, под влиянием высокообразованного имама Шамиля, замышлявшего образовать из разных горских племен федеративное государство, и стараниями наместника его, Ма-гомет-Амина, началось было у них зарождаться школьное образование молодежи в устроенных медресе. Это было, впрочем, не специальное учебное заведение, а так, нечто вроде административного учреждения, в котором учились дети и заседали мудрые старцы, обсуждая дела своей земли, но русские войска разрушали такие здания и уничтожали в самом начале зарождавшееся просвещение у черкесов в религиозно-политическом направлении.

Под ударами победоносных русских войск Западный Кавказ пал, и черкесы, потеряв всякую надежду на успех борьбы с русскими за свою родину и независимость, удалились в турецкие пределы под покровительство единоверного государя-калифа мусульманского Востока.

Заметим, что черкесы первоначально, т. е. до Р. X., были язычниками, чтившими природу божеством. После распространения учения Иисуса Христа довольно долго считались христианами и, наконец, под влиянием турецкой пропаганды учения Магомета, обратились в магометанство. Но ни одно религиозное учение не привилось у них настолько прочно, чтобы окончательно вытеснить все прежние верования. Главной причиной этому нужно считать отсутствие у них письменности. В силу такого неодолимого препятствия черкесы в религиозном отношении были разноверцы, с преобладанием, конечно, магометанства.

После выхода черкесов в Турцию мне приходилось в 1866 году объезжать весь северный склон Кавказского хребта с покойным генералом П. Д. Бабичем для осмотра казачьих поселений. В бассейне р. Шебжи и других местах я видел священные рощи черкесов, которые они чтили как божество, что служило признаком, что былое язычество и их поклонение грандиозным силам природы не изгладилось у них, несмотря на протекшие многие века иных религиозных учении.