Рейтинг@Mail.ru

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2 2020-01-18T15:37:37+03:00

В отношении к брачным союзам между племенами народа адехе существует только одно положительное правило, чтобы жених и невеста были одинакого состояния по званию; впрочем, до племени, к которому они принадлежат, нет дела. Абадзех может жениться на беслинейке, шапсуг — на натухайке и наоборот. За невесту платится всегда выкуп из стольких-то голов рогатого скота, лошадей и разного оружия. Выкуп сей платится вдруг или по срокам, смотря по состоянию возможности жениха, который, для облегчения себя в отношении к издержкам, по принятому правилу, задумав жениться, собирает как можно. более мужчин к себе в дом и объявляет им свое намерение: тогда всякий из гостей обязан сделать ему подарок.

Почти всегда жених похищает невесту от родителей или родственников, которые не имеют права его преследовать, а Довольствуются получением выкупа, которого уплата поставляется в непременную обязанность жениха.

Гостеприимство между народом адехе доходит до последней степени и переходит даже пределы гражданских добродетелей. Всякий, кто бы он такой ни был: путешественник, купец, преступник, русский, татарин, еврей — как скоро прибегнет к гостеприимству кого-либо из адехе, становится священной особой, которую он должен охранять и прежде погибнуть сам со всем семейством, чем допустит до малейшего оскорбления.

Похитивший обрученную невесту или жену другого, равно и обесчестивший законное ложе супругов, лишается прав гостеприимства, как совершивший такие преступления, которые считаются важнейшими убийства и всякого злодейства. Ему не бывает пощады; обиженный имеет право везде мстить ему, и одно средство избежать от верного мщения — убежать к народам, сопредельным адехе.

Для желающего посетить жилища адехе стоит только иметь знакомство с одним из туземцев какого-либо племени. Сей знакомец, называемый у адехов гаче, не только что будет служить ему провожатым по всем местам, занятым его племенем, но во все время путешествия будет угощать его наилучшим образом (по своей возможности) и потом поручит своему гаче из другого племени, который, в свою очередь, будет исполнять ту же обязанность, и путешественник безопасно может посетить все земли адехе даже без всяких издержек, делая только небольшие подарки своим гаче из благодарности.

Смертоубийство же находит легко покров гостеприимства, принимая только правилом, что, пока общество, к коему принадлежит убийца, успеет помирить его с родственниками убитого и положит цену крови, он должен тщательно скрываться. Плата состоит всегда из нескольких голов рогатого скота, лошадей, оружия и пленников и определяется соразмерно званию убитого.

Но несмотря на такую уплату, не прежде исчезает совершенно кровавая вражда между домами убитого и убийцы, пока кто-нибудь из них не возьмет у другого на воспитание дитя, ибо тогда они соединяются между собой политическим союзом, равным родственному. Воровство между собой строжайше воспрещается и взыскивается вдевятеро; но воровство у другого племени наказывается только двойным штрафом, так, например, если шапсуг украдет у шапсуга лошадь, тогда обязан не только возвратить оную, но еще отдать обиженному своих восемь лошадей в наказание за свой проступок; но если шапсуг украдет у натухайца лошадь, то, возвратив оную, должен придать еще свою. Впрочем, сие разумеется в тех случаях, когда воровство обнаружится и докажется.

Несмотря на таковую политическую связь между закубанцами, часто различные племена оных восстают друг против друга, чему в особенности бывают причиною ближайшие сношения с какой-либо из соседственных держав. Народ адехе, или черкесы закубанские, может (при нужде) выставить в поле более 46 000 всадников. Но несмотря на то, что они обязываются взаимно помогать друг другу и общими силами действовать против внешних врагов, у них нет никакого единодушия, напротив того, часто бывает, что некоторые племена действуют против других племен заодно с неприятелями.