Рейтинг@Mail.ru

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2 2020-01-18T15:37:37+03:00

В этих рощах, содержащихся весьма чисто, собирались черкесы для обсуждения особо важных политических событий. Всякие решения, принятые на этих собраниях под тенью освященных веками деревьев, были для народа непреложным законом. Я сам имел удовольствие отдыхать в священной роще под многовековым могучим дубом, и много-много проходило дум о судьбах загадочного народа, жившего здесь с незапамятных времен и изгнанного русскими с его земли, бывшей ему родиной много-много веков.

Нравы и обычаи черкесов

Угрюмая природа Кавказских гор: непроходимые леса, неприступные скалы, глубокие ущелья, темные пропасти, бешеные горные реки — составляет отличительные признаки топографии Западного Кавказа, на котором жили много веков разные племена черкесских народов в замкнутом положении.

На северном склоне Кавказского хребта непроходимые Прикубанские болота залегали мертвой пустыней, а на южном — скалистые берега морского побережья, нередко упирающиеся в самое море, препятствовали свободному сообщению; внутри страны горная местность представляла на пути недосягаемые вершины скал и многочисленные реки и водные ручьи, изливающиеся в Кубань с одной и в Черное море с другой стороны; хребты служили неодолимой преградой на пути, особенно когда выпадали сильные дожди в горах, поднимавшие потоки вод саженями сверх берегов; бурные волны, несущиеся с быстротой сильных водопадов, рвали на берегах с кореньями огромные деревья и несли их по течению, как мелкие щепки, а катящиеся по руслу разной величины камни до того производили оглушительный шум, что речь рядом [стоящих] двух человек не была слышна, что я сам испытывал в былое время в Кавказских горах, купаясь в тумане облаков на вершинах, хребта. Такая суровая природа отразилась на нравах и на характере черкесов.

В более лучших топографических условиях находился угол на западном скате Кавказского хребта, между Кубанью и берегом Черного моря, где была территория древних синдов, имевших высокую культуру и развитую промышленность. Здесь черкесы имели свободное сообщение и не только, между собой, но и с европейскими народами у Босфора, с которыми могли завести даже торговые сношения. В остальных же частях Западного Кавказа черкесы,, не имея ни дорог, ни переправ, кроме тропинок, проложенных по горам, были бедны и дики до того, что некоторые из них, кроме разбоев, производимых легкими челнами на проходивших вблизи берегов Черного моря судах, занимались даже, как говорят древние писатели, людоедством.

Отбросив древнее время, когда о черкесах, или, как тогда называли обитателей Западного Кавказа, зихах, писали при условиях поверхностного знакомства с этим народом, перейдем прямо к рассказам очевидцев жизни черкесов и первым очевидцем назовем доминиканца Юлиана, бывшего в Тамани в 1237 году, когда там жили уже черкесы. Правда, этот миссионер не много сообщил, но и это немногое в отношении обычаев имеет значение. По его словам, в этой стране, называемой им Зихией, князь имел много жен, все мужчины головы брили и знатные из них оставляли над левым ухом клок волос в знак благородства, а бороду отращивали.

Этот обычай сохранялся у черкесов во все последующие века: головы брили, бороды отращивали, но клок волос над ухом встречался только у особенно знатных лиц. Так например, во время войны с горцами на Западном Кавказе был послан за Кубань для разведок инкогнито офицер Но. внцкий. По окончании своей миссии Новицкий возвратился на Кавказскую линию и на Кавказских Минеральных Водах был представлен фельдмаршалу Паскевичу вместе со знатным князем Джамбулетом, служившим проводником Новицкому за Кубанью.