Рейтинг@Mail.ru

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2 2020-01-18T15:37:37+03:00

После беседы с Новицким и Джамбулетом последний сказал Паскевичу: «Извини, сердарь, если я вел себя неприлично перед высоким твоим званием, но знай, что я в первый раз в жизни стою перед старшим себя!» Этот знатный черкесин действительно имел на голове за ухом клок, который Сакович назвал оселедцем (как называли этот знак достоинства и запорожцы).

Более подробное описание жизни черкесов встречается в XIV и XV ст. при господстве в их стране генуэзцев, владевших колониями в Кубанском крае и на восточных берегах Азовского и северо-восточных — Черного моря. В то время генуэзцы, имея непосредственные сношения с зимами, как называли они черкесов, имели полную возможность близко ознакомиться с нравами, обычаями и промышленностью этого народа.

По рассказам доминиканца де Лукка, посланника кафинского префекта д’ Асколи в Черкесию, и Георгия Интериано, поселения черкесов простирались от Дона до Босфора и оттуда по Черноморскому побережью — до Абхазии.

Земля черкесов делилась между многими владельцами, один от другого независимыми. Между ними были знатные вассалы и невольники. Знатные в большем почете и большую часть времени проводили верхом. Черкесы ходят и спят с оружием, которое, по возможности, стараются украсить золоченым серебром, для чего у них есть отличные мастера. Черкесы постоянно воюют с татарами и ногайцами, вторгающимися в их пределы за ловлей красивых рабов, которых продают в неволю генуэзским купцам, продающим в свою очередь приобретаемых рабов в Турцию и Египет; особенно часто сбывают в гаремы богатых людей или даже самих султанов красивых девушек, которые иногда бывают этим весьма счастливы.

Вообще черкесские рабы славились за красоту, а лошади — за живость.

Черкесы сражаются с неприятелями шашками, дротиками (короткое копье) и из лука стрелами, которые сами делают весьма искусно. Перед сражением они бреют волосы на нижней части живота, считая стыдом умереть, не исполнив сего обряда. Нападая на неприятелей, они привязывают к стреле горящую серу и зажигают неприятельские строения. Черкесы гораздо храбрее и поворотливее татар, лучше вооружены и на лучших конях, и поэтому несколько человек черкесов гонят целую толпу взятых в плен татар.

Зимою, когда замерзал Босфорский пролив, черкесы делали набеги на Крым для грабежей татар до самого Херсона. Зато татары выносливее черкесов; они могут терпеть великую нужду, и бывало, что через это завлекали неприятелей в снег, холод и пустынные места, лишенные всего необходимого, и таким упрямством и выдержкой побеждали врагов.

У черкесов развито в большой степени воровство и из-за краж постоянно бывают между ними враждебные столкновения; иной даже отец не безопасен от сына или брат от брата; даже, по словам путешественника Эвлий- Эфенди, крадут один у другого детей обоего пола и продают в неволю. Вообще воровство у черкесов не наказывалось и не считалось пороком, а, напротив, признавалось удальством; кто не занимался воровством, тот считался плохим человеком и за него никто не выдавал своей дочери в замужество.

Для разбора споров и жалоб черкесы судов не имели, такие дела решались по обычаю, при посредстве старейшин; но кровных обид из-за убийств или оскорблений чести черкесы не прощали и дрались без пощады; такая обида превращалась в кровавую месть, переходившую на целые поколения.

«…В прежние времена,— говорит Асколи,— черкесы обращались к крымским ханам за помощью против своих противников, обещая за это несколько рабов, но противники со своей стороны обращались к тому же хану и давали ему еще более рабов. Ханы, пользуясь такими случаями, брали подарки с обеих сторон, а споривших сводили на мир; впоследствии такие обращения к ханам были отвергнуты самими черкесами».