Рейтинг@Mail.ru

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2

Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том 2 2020-01-18T15:37:37+03:00

Как только сыну знатного человека исполнится два-три года, его отдают на попечение одному из прислужников, который возит его верхом, дав ему в руки небольшой лук, и, когда увидит курицу или другую птицу, или мелкое животное, учит его стрелять из лука; подросши, мальчик сам уже ходит и упражняется на охоте в стрельбе в собственных владениях отца.

Похороны умерших знатных лиц бывают торжественны: покойника, предварительно набальзамированного, кладут неустроенном высоком ложе; 8 дней посещают его родственники, друзья и подданные, принося в дар серебряные кубки и другие вещи; по обеим сторонам ложа стоят двое близких родных умершего, пожилых лет, опершись на трости, а на возвышенном одре по одну сторону стоит девушка со стрелой в руке и привязанным к стреле платком отгоняет мух от покойника, хотя бы их в морозное время и не было. Напротив мертвого сидит на стуле его жена и постоянно смотрит на него, но не плачет, потому что это считается стыдом.

По истечении восьми дней совершаются похороны. Берут самое толстое дерево и от корня отрезают такую часть, чтобы в длину могло поместиться тело покойника, затем эту часть раскалывают и выдалбливают середину, в которую кладут умершего, закрывая обе половинки дерева, и этот гроб с покойником относят на определенное для погребения место, а собранная толпа народа производит над покойником темху, т. е. земляной курган; и чем был знатнее умерший, тем выше насыпается курган. Ближайший родственник, чествовавший приносивших подарки, хоронит часть их вместе с умершим в том же кургане.

На похоронах особенно знатных лиц (Георгий Интериано рассказывает) весьма странное жертвоприношение [делается] в честь умершего. Вот подлинные слова рассказчика: «Девушку 12—14 лет сажают наземь на шкуре только что заколотого быка; в виду всех предстоящих мужчин и женщин самый сильный и бойкий парень из всего общества, снявши бурку, пытается лишить эту девушку невинности. Попытка повторяется в три-четыре приёма, сопровождаемая постоянным сопротивлением жертвы, пока, наконец, от усталости или получив обещание, что она будет считаться женой, либо на каких-нибудь других условиях она соглашается, и парень показывает окружающим признаки побежденной девственности.

При этом женщины и попы делают вид, что отворачиваются от зрелища, но сами едва могут удержаться от смеха».

После похорон, в урочные дни, делают поминальные обеды, причем, снарядив лошадь покойника, посылают ее с прислужником к могиле умершего, и тот три раза зовет его по имени, приглашая обедать, потом возвращается и объявляет, что на зов не получил ответа от покойного господина. После этого начинается уже обед.

Около трехсот лет прошло со времени описанных известий, а нравы и обычаи черкесов мало в чем изменились. Путешествовавший по России с 1768 года Паллас, бывая на Кавказе, так описывает быт черкесов: «…видим в них образчик рыцарской феодальной знати средних веков и вместе героической аристократии древней Греции: их политическое устройство, чисто феодальная система, дух каст — такой же оцепенелый, как был и во Франции, и Германии. Князья — пшеш, старинное дворянство — ворк, свободные вассалы и рабы составляют пять строго отдельных классов.

Все князья между собой равны, также дворяне и свободные люди; каждый себе господин, слушается только самого себя, а потому самый влиятельный и даровитый ум едва ли успеет водворить единство и привести в исполнение общий оборонительный и наступательный военный план у этого народа, который распадается на множество независимых друг от друга племен, часто враждующих между собой, и нередко мог выставлять для войны с Россией по крайней мере 100 тысяч человек.