Усталый и израненный, он наконец перестанет хищничать. Тогда он посылает по знакомым, чтобы ему подарили что-нибудь на обзаведение. Все его друзья, которые получили от него подарки, обязаны ему прислать на обзаведение лошадей, баранов, быков и прочего. С этого времени он делается хозяином и только от скуки, по временам, ездит на хищничество. Снискав себе имя и вес, он является на народных собраниях, ищет популярности в своем народе, сообразно способностям своим играет роль более или менее важную на народных вечах и разбирательствах. Здесь он может добиться высшего предела честолюбия, т. е. сделаться языком народа (тлегубзыг). Это название дается черкесами храбрейшему в бою, красноречивейшему на вече, разумнейшему на разбирательствах и судебной расправе. Этим поэтическим названием — язык народа, черкесов, обозначает человека, который есть выражение всех высоких качеств своего народа и один умеет высказать ясно, чего целый народ желает и что он чувствует. Голос языка народа на вече и при всех предприятиях решителен, увлекает весь народ и ворочает им по своей воле. Все смиряются перед его умственным могуществом. Кто не хищничает, тот неуважаем в народе, молодежь его преследует насмешками, он в старости будет без веса и уважения, женщины его презирают. Черкешенки любят славу и доблесть: молодость мужчины, его красота и богатство ничего не значат в глазах черкешенки, если ищущий ее руки не имеет храбрости, красноречия и громкого имени. Черкешенка при выборе жениха всегда предпочитает седого удальца юноше богатому и красивому. Я считаю излишним писать, какое влияние имеет эта любовь женщины к славе на характер народа и дух юношества. Если бесславие и неуважение есть удел дворянина нуждающегося войны и хищничества, зато громкая слава сопутствует смелому наезднику. Сочиняются песни про его подвиги, имя его в горах громко известно. Все нынешние старшины Закубанского края были хаджиретами. В последнее 20-летие никто не пользовался такой славой, как Джембулат Болотоков, князь темиргоевский, Магомет-Аш Атажукин, князь кабардинский, убитый недалеко от Ставрополя в 1846 году; Айтек Кануков, князь бесленеевский, убитый под укреплением Засеовским в 1845 году и Али-Харцизов, убитый на Фарсе в 1841 году. Этот последний, менее знаменитый по происхождению, чем Джамбулат Болотоков, был глубоко уважаем черкесами за необыкновенную храбрость и рыцарские чувства. В нынешнее время громкою славою пользуются Канамат Тлахоцуков, Генартук Шогеноь, Ахло Ахлов и султан Ериг Казильбеков.
Страсть к хищничеству у черкесов, повсеместна. Ловким и дерзким воровством отличаются убыхи. Перейдя мелкими партиями, по два и по три человека, через Главный хребет в самую жестокую зиму, они обворовывают махошевцев и верхних абадзехов, которые тоже ловки в воровстве. Терпение, настойчивость, смелость, самоотверженность в хищничестве изумительны. Трудно пересказать все трудности, преодолеваемые убыхами. Сколько прекрасных качеств духа человеческого истраченных на такое низкое назначение! С 1835 года хищники приняли название хаджиретов. Воровство приняло религиозный характер. Хищничество и набеги в наши пределы считаются делом душеспасательным, а смерть, понесенная на хищничестве в русских пределах, дает падшему венец шагида, или мученика.
Духовной деятельности и честолюбию человека нужен исход и проявление. Не имея на своей родине ни наук, ни искусств, ни литературы, горцы не знают другого средства сделаться известными, как посредством хищничества. И это будет продолжаться, пока христианство не переработает понятий и не даст другого направления умам и кипящей деятельности, которая ищет своего обнаружения. И потому одним из важнейших вопросов для нас, как завоевателей, есть то, чтобы дать черкесу поприще для его честолюбия и тем отвратить молодого человека от хищничества.