Рейтинг@Mail.ru

РУССКИЕ АВТОРЫ XIX ВЕКА О НАРОДАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО И СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА. Том 1

РУССКИЕ АВТОРЫ XIX ВЕКА О НАРОДАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО И СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА. Том 1 2018-04-05T14:16:04+00:00

Усталый и израненный, он наконец перестанет хищни­чать. Тогда он посылает по знакомым, чтобы ему пода­рили что-нибудь на обзаведение. Все его друзья, которые по­лучили от него подарки, обязаны ему прислать на обзаве­дение лошадей, баранов, быков и прочего. С этого времени он делается хозяином и только от скуки, по временам, ез­дит на хищничество. Снискав себе имя и вес, он является на народных собраниях, ищет популярности в своем наро­де, сообразно способностям своим играет роль более или менее важную на народных вечах и разбирательствах. Здесь он может добиться высшего предела честолюбия, т. е. сделаться языком народа (тлегубзыг). Это название дает­ся черкесами храбрейшему в бою, красноречивейшему на вече, разумнейшему на разбирательствах и судебной рас­праве. Этим поэтическим названием — язык народа, черке­сов, обозначает человека, который есть выражение всех вы­соких качеств своего народа и один умеет высказать ясно, чего целый народ желает и что он чувствует. Голос языка народа на вече и при всех предприятиях решителен, увле­кает весь народ и ворочает им по своей воле. Все смиряют­ся перед его умственным могуществом. Кто не хищничает, тот неуважаем в народе, молодежь его преследует насмеш­ками, он в старости будет без веса и уважения, женщины его презирают. Черкешенки любят славу и доблесть: моло­дость мужчины, его красота и богатство ничего не значат в глазах черкешенки, если ищущий ее руки не имеет храб­рости, красноречия и громкого имени. Черкешенка при вы­боре жениха всегда предпочитает седого удальца юноше богатому и красивому. Я считаю излишним писать, какое влияние имеет эта любовь женщины к славе на характер народа и дух юношества. Если бесславие и неуважение есть удел дворянина нуждающегося войны и хищничества, зато громкая слава сопутствует смелому наезднику. Сочи­няются песни про его подвиги, имя его в горах громко известно. Все нынешние старшины Закубанского края были хаджиретами. В последнее 20-летие никто не пользовался такой славой, как Джембулат Болотоков, князь темиргоевский, Магомет-Аш Атажукин, князь кабардинский, уби­тый недалеко от Ставрополя в 1846 году; Айтек Кануков, князь бесленеевский, убитый под укреплением Засеовским в 1845 году и Али-Харцизов, убитый на Фарсе в 1841 году. Этот последний, менее знаменитый по проис­хождению, чем Джамбулат Болотоков, был глубоко ува­жаем черкесами за необыкновенную храбрость и рыцарские чувства. В нынешнее время громкою славою пользуются Канамат Тлахоцуков, Генартук Шогеноь, Ахло Ахлов и султан Ериг Казильбеков.

Страсть к хищничеству у черкесов, повсеместна. Лов­ким и дерзким воровством отличаются убыхи. Перейдя мелкими партиями, по два и по три человека, через Глав­ный хребет в самую жестокую зиму, они обворовывают махошевцев и верхних абадзехов, которые тоже ловки в воровстве. Терпение, настойчивость, смелость, самоотвер­женность в хищничестве изумительны. Трудно переска­зать все трудности, преодолеваемые убыхами. Сколько прекрасных качеств духа человеческого истраченных на такое низкое назначение! С 1835 года хищники приняли название хаджиретов. Воровство приняло религиозный характер. Хищничество и набеги в наши пределы считают­ся делом душеспасательным, а смерть, понесенная на хищ­ничестве в русских пределах, дает падшему венец шагида, или мученика.

Духовной деятельности и честолюбию человека нужен исход и проявление. Не имея на своей родине ни наук, ни искусств, ни литературы, горцы не знают другого средства сделаться известными, как посредством хищничества. И это будет продолжаться, пока христианство не перера­ботает понятий и не даст другого направления умам и кипящей деятельности, которая ищет своего обнаружения. И потому одним из важнейших вопросов для нас, как за­воевателей, есть то, чтобы дать черкесу поприще для его честолюбия и тем отвратить молодого человека от хищни­чества.