Рейтинг@Mail.ru

РУССКИЕ АВТОРЫ XIX ВЕКА О НАРОДАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО И СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА. Том 1

РУССКИЕ АВТОРЫ XIX ВЕКА О НАРОДАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО И СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА. Том 1 2018-04-05T14:16:04+00:00

Женщины черкесские очень горды своим происхожде­нием, княгини и дворянки отлично знают старшинство ро­дов княжеских и дворянских, важность каждого рода, все эго известно, передается из поколения в поколение — истин­но аристократическая черта. Нравственность черкесских жен довольно строга, но примеры неверности нередки, осо­бенно у шапсугов, где женщины необыкновенно хороши и кокетливы. Там, при ревности мужей, больше всегда случа­ется неверностей жен, кровавых историй и убийств за женщин. Не менее того любят шапсуги волокитство (пе-хтапсеныр). В прежнее время нравы были свободнее, и каждая женщина должна была иметь своего любовника (ч-ас) — это была вывеска достоинства женщины. Мужья гордились тем, что жены их любимы другими мужчинами. Теперь не то, любовь считается чувством неприличным, и надо скрывать ее в тайне.

Хотя многоженство позволяется обычаем, но немногие черкесы имеют более одной жены. Причина этому есть до­роговизна содержания лишней жены, а главное, рев­ность жен и ненависть их между собою. В случае, если у черкеса несколько жен, то каждая жена имеет особую сак­лю (в одной сакле не уживутся) и особую прислугу. Но и это не всегда помогает. Жены, несмотря на отдаленные жилища, не в состоянии поладить между собою, и старшая жена при малейшем предпочтении, оказанном второй же­не, например, при неравноценной покупке нарядов, делает много неприятностей и беспорядка в доме. Считая себя обиженной, первая жена призывает на помощь своих род­ных. Начинается разбирательство, и иногда дело доходит до того, что муж или разводится с первою женою, или дол­жен отослать вторую жену домой. Черкешенки не в таком глубоком рабстве, как на Востоке. Обиженная мужем жен­щина терпит долго из самолюбия и скрывает свое положе­ние, но в крайнем случае она тотчас обращается к родным, которые потребуют удовлетворения от мужа.

Все сословия женятся на равных себе. Княжеские дети, происшедшие от неравного брака, называются тумаками, или джапками и считаются не более как дворянами 2-го разряда. С крестьянскими девушками княгини обхо­дятся ласково, обучают их работать. Когда крестьянка вы­ходит замуж за крестьянина другого владельца, то князь получает от этого владельца калым наличными день­гами — 600 рублей серебром, из которых часть дает отцу девушки. Разводы допускаются: муж, если считает свою жену преступною, отсылает ее в дом отца, потребовав возврата данного за нее калыма. Отсылка жены есть кроввая обида и подвергает мужа большим неприятностям, а иногда и кровомщению со стороны братьев и семейства жены. Черкесские женщины, как и везде, имеют большое влияние на мужей, поджигая их честолюбие и вражду. Ес­ли мужем овладевает лерь, то жена обязана возбудить дея­тельность мужа и выгоняет его из дому, чтобы он не заси­живался и привозил домой добычу.

Наследство после смерти отца сыновья делят между собою поровну. Старший сын имеет преимущество сверх своей части выбрать себе из каждого рада вещей по од­ной лучшей, например, одну лошадь, одного быка, одну шашку и прочее. Младший сын сверх своей части получа­ет одну какую-нибудь вещь, например лошадь или шашку. Средний сын получает только свою часть. Дочери, по ада­ту, ничего не получают в наследство; по шариату же дочь получает 1/4 часть Тереке, т. е. такого имущества, которое достал ось отцу ее по наследству от умерших родственников.

Право поземельной собственности. По понятиям черке­сов земля принадлежит не лицу, а по целому обществу. Вода и лес принадлежат всем без исключения. В случае, если соседнее общество займет под посев или пастьбу уча­сток, ему не принадлежащий, то возникают споры между об­ществами. Рубка же леса на топливо и постройки в чужом обществе не воспрещаются. Каждое семейство берет себе земли сколько ему нужно для запашки. О продаже земли, передаче ее в наследство, уступке за калым не было никог­да речи, и мы первые познакомили черкесов с мыслью, что землю можно превращать в деньги. Постройка аулов самая простая. Дома (уна) у князей так же, как и у простолюдинов» турлучные, чисто обмазанные глиной, крыши камышовые, внутри сакли очаг с полукруглой обширной трубой. Впереди дома князя или зажиточного дворянина построена кунацкая сакля (хагеш) для приема гостей, оп­рятно содержанная. В очаге постоянно горит огонь, кру­гом стены вешалки для оружия гостей. В углу сакли сва­лены ковры и подушки, которые раскладываются по мере надобности. Позади кунацкой сакли расположены сакли князя, его жены и его прислуги, навесы для лошадей и баз для скота. Все это обнесено забором. По близости княжеско­го жилья расположен аул князя (пшеуна-хабль), там живут его крестьяне и вольноотпущенники. Их специальное заня­тие есть земледелие и пастьба скота. Половина их труда прнадлежит князю. Несколько подальше расположены сак­ли шпе-уна-огг, вольных жителей, и дворян, составляющих, так называемый дом князя. В случае поездок князя пше-уна- огг составляет свиту князя, ходит с ним на войну. В случае приезда к князю гостей, почетные гости располагаются в кунацкой сакле князя, а свита гостей располагается на квартирах — в саклях пше-уна-оггов, где и получает все, что нужно для продовольствия своего и своих лошадей.