В аулах во время очистки кукурузы, на свадьбах любят танцевать. Есть два рода танцев: угг, где вся молодежь попарно образует круг и ходит с большой или меньшей быстротою, музыканты в середине круга; кафе-ныр, род лезгинки, танцуется соло девушкой или мужчиной, присутствующие плещут в ладоши, молодежь в честь хорошеньких танцовщиц стреляет из пистолетов и винтовок. Чем больше выстрелов, тем больше чести. При всех увеселениях и танцах наблюдается большое приличие и скромность относительно девиц. Черкесы умерены в пище, терпеливо переносят голод, в особенности во время воровства, но о гостях любят наедаться и напиваться аракою и балбузою (мервазия) без меры. Пища приготовляется весьма опрятно и очень недурно. Богатые классы живут довольно опрятно, но бедные не отличаются этою добродетелью; ходить оборванными не составляет малейшего стыда как для богатых, так и для бедных. Пренебрежение к щегольству обозначает даже настоящего наездника.
Гостеприимство есть одна из важнейших добродетелей черкеса. Гость приезжает со свитою к какому-нибудь князю или тляко-тляжу и живет у него неделю или две, или сколько ему заблагорассудится; выезжая, приготовится к подарку и получает его. Хозяин обязан отъезжающего гостя проводить до границы своих земель. Тягости гостеприимства уравновешиваются взаимностью, потому что двери всякого открыты для всех. Беднейшие сословия так же гостеприимны, как и высшие, и бедный человек, даже крестьянин, угостит чем может, и накормит лошадей, а чего не имеет сам, то займет у других. У черкесов негостеприимство считается большим пороком и есть пословица: «Ты ешь один (не делясь), как ногайский князь». Бесленеевские крестьяне слывут у черкесов скупцами и негостеприимными, а у прикубанских ногайцев нет даже кунацких, исключая князей.
[У] князя или тляхо-тляжа, богатство которого известно, большие обязанности. Кроме исполнения обязанностей гостеприимства, он должен быть щедр и делиться своим добром. К нему, например, приезжает так называемый гость с просьбой (хаче-уако) и, пожив у него сколько ему заблагорассудилось, просит князя подарить ему десять лошадей да двадцать быков, да сотню-другую овец или крестьянина, и князь обязан удовлетворить просителя. Эта обязанность дарить гостей напоминает обычай древних эллинов. Улисс, во время своего путешествия, везде брал подарки и воротился домой в Итаку, собрав подарками значительное сокровище.
Изящные искусства. Черкесы любят поэзию, и песни, импровизированные их поэтами, поются с аккомпанементом пшина (скрипка). Уменье сочинить песню глубоко уважается. Знаменитейшие наездники не пренебрегают рифмой и пшиной. Магомет-Аш, один из первых богатырей за Кубанью, был отличным импровизатором. Поэзию народную трудно уловить, потому что новые песни сменяют старые, каждый подвиг, каждый новый бой рождает новую песню. Герои подвига восхваляются по заслугам, и быть упомянутым похвалою в песне считается лучшею наградою. Насмешка в песне преследует трусов. Черкесские импровизаторы по просьбе родных сочиняют стихи в похвалу известным наездникам, убитым в боях. Непрерывная импровизация длится иногда несколько часов, но никто не записывает этих импровизаций, и она забывается. Как только сочинится в горах песня, тотчас ее выучивают наизусть, и она быстро обежит весь Закубанский край. Лучшие песни, которые удалось мне слышать,— это песни про генерала Вельяминова (кизил-генерал), про дело Круковского у Бекешевской 1843 года и про дело генерала Засса на Фарсе 1841 года. Старинные песни про гигантов (нартов) и про прежних рыцарей глубоко уважаются, но они очень редки. Кроме того, есть две большие песни героические, одна воспевает сражение в урочище Каз-Бурун, а другая — взятие Дербента черкесами и татарами. Первая поется за Кубанью, вторая — у шапсугов. Стоило бы собрать и записать эти песни, они очень древние, редко кто знает их целиком, но многие поют их по частям.