«Каз-Бурун» составлена размером наподобие гекзаметров, и она поется с аккомпанементом пшины, как пели «Илиаду» древние рапсоды. Содержание «Каз-Буруна» следующее: князья Большой Кабарды, потомки Кабарда, старшего сына Инала, хотят посадить для княжения над бесленеевцами одного из своих князей, но у бесленеевцев остался наследником малолетний князь, потомок Беслана, младшего сына Инала, и потому бесленеевцы сопротивляются. Князья Большой Кабарды вооружаются. Бесленеевцы, как слабейшие, приглашают в помощь все закубанские черкесские племена и крымского хана. Собираются все закубанские воители. Здесь поэт делает описание всех народов и князей, участвующих в союзе, вычисляет дворянские роды. Скопище поднялось и двинулось в Большую Кабарду. Кабардинцы также собрались, заняли позицию на реке Баксане и укрепили ее опрокинутыми арбами. Завязывается бой, темиргоевцы и бжедухи показывают чудеса храбрости, растаскивают арбы, врываются в укрепление. Победа остается за закубанскими черкесами, и кабардинцы отказываются от своих притязаний. Этим кончается поэма.
Песня, которую поют шапсуги описывает взятие Дербента (Демир-капу). Черкесы по вызову крымского хана пошли с ополчением на Дербент. Здесь было все лучшее черкесское дворянство, и князья Болото/ковы отличались такою храбростью в этом походе, что крымский хан дал этой фамилии права Черного хана (каран-хана или кара- султан), т. е. все права настоящего хана над народом везде, где не управляет лично сам Белый хан, т. е. повелитель Крыма. Черкесы говорят, что эта песня (как бы родословная книга их дворянства. Те фамилии, которые не поименованы в этой песне, не могут считаться коренными дворянскими фамилиями. В прежнее время певцы (гегуагуа) высоко были чтимы князьями и дворянством, они ходили в бой и были впереди войск. Князья гордились иметь при себе певцов; теперь времена переменились; религиозное магометанское напряжение заставило смолкнуть песни, муллы преследуют их, как нечто языческое. Пение и музыка находятся в полудиком состоянии, но в мотивах видна мелодия, вроде григорианского церковного напева. Здесь, как и везде, музыка родилась из церковных песнопений. Христианство исчезло, но мотивы его остались.
Грамотность на черкесском языке не существует, а знание арабского языка мало распространено в народе. Большая часть князей и старшин не знает грамоты, а потому муллы и ефендии, знающие арабский язык, суть единственные представители грамотности в народе и на народных вече и разбирательствах имеют большой вес. Чувство изящного проявляется у черкесов в их одежде, оружии, серебряных работах — любо посмотреть на черкеса, едущего верхом; как все это легко, ловко и вместе с тем прочно, какая драпировка его шерстяного чекменя, какая оправа оружия, какая легкость и удобство седла! А во время боя как ловко управляет он лошадью, какая грация в движениях, как ловко он умеет выхватывать винтовку! А во время дождя или сырых туманов как изящно опахнется своею буркою! Шишак и кольчуга, лук и колчан теперь на войне не употребляются, но хранятся как святыня, как остаток рыцарских времен, о которых черкесы вспоминают со вздохом. В настоящее время при плате за кровь князей и высшего дворянства все эти рыцарские доспехи и вооружения составляют необходимые статьи.
Военные силы. Нижние абадзехи, темиргоевцы, егеру- каевцы, махошевцы, бесленеевцы, беглые кабардинцы и прпкубанские абазинцы, живя на равнинах, имеют большое число лошадей и суть лучшие наездники. Народы, живущие по ущельям, дерутся лучше пешком, чем верхом, как, например, нагорные абадзехи. Если предположить сборище со всех немирных черкесских племен, то из всего Закубанского края может собраться до 10 тысяч конных и столько же пеших. Черкесы не имеют орудий и хотя у шапсугов есть фальконеты английского литья, но они их редко употребляют в поле. Закубанские черкесы, привыкнув к политической раздельности, не подчинены одной власти, одному князю из своих и потому более способны к набегу v небольшими силами, чем к правильной войне. Малые партии смелы, предприимчивы и потому всегда опасны для спокойствия края, но большие сборища, затеваемые черкесами, редко что-нибудь сделали, потому что в них столько же было голов для совета, сколько рук для боя. Успехи, оказанные чеченами и лезгинами в уменье употреблять военные силы, еще не дошли до черкесов.