Рейтинг@Mail.ru

РУССКИЕ АВТОРЫ XIX ВЕКА О НАРОДАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО И СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА. Том 1

РУССКИЕ АВТОРЫ XIX ВЕКА О НАРОДАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО И СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА. Том 1 2018-04-05T14:16:04+00:00

Сословия черкесского народа. Организм черкесского общества есть чисто аристократический. Черкесы имеют своих князей (пши), и разностепенное дворянство (уорк) и разностепенное сословие крестьян и невольников (пшитль). Абадзехи, шапсуги и некоторые целые абазинские наро­ды не имеют князей, но дворяне и рабы существуют во всех народах. Выше сказано, что, по преданию черкесов, ка­бардинцы и бесленеевцы считаются древнейшими черкесскими народами, поселившимися на северной покатости Кавказа. Внутренний быт этих двух народов больше развит, нежели у других черкесов; князья у кабардинцев и бес- ленеевцев одной фамилии и, по преданию, происходят от Инала Кеса (или Касая), родоначальника кабардинских князей.

В Большой Кабарде считается одиннадцать сословий:

  1. Князья (пши), потомки Инала — Касая. Их четыре фамилии: 1) Бекмурзины, 2) Кайтукины, 3) Мисостовы и 4) Атажукины.
  2. Дворяне (уорк) первой степени в Большой Кабарде суть потомки Генартука, грузинского князя: 1) Анзоровы,

2) Куденетовы, 3) Коголковы и 4) Тамбиевы. Этот класс дворян называется тлехотль, или тляко-тляж (от слова тляку — род, тляж — сила) и хотя подчиняется князьям, но считается владельческим наравне с князьями.

  1. Дворяне второй степени (беслен-уорк, или тл-фокотль) причислены к княжеским или дворянским аулам. К этому классу принадлежит незаконнорожденные из князей (тума).
  2. Дворяне третьей степени (уоркшаотлехуса).
  3. Уздени тиехао (пши — князь, хао — сын), которых можно назвать княжьи отроки, конвой князя. В других народах они называются пше-уно-огг (пши — князь, уна — дом, огг — двор), дворовые княжеского дома.
  4. Отпущенники из рабов (азаты).
  5. Княжеский собственный крестьянин (беслен-шыитль, от слова пши — князь, тле — человек), княжеские люди.
  6. Дворянский первого разряда крестьянин (огг или ук, или просто пшитль).
  7. Дворянский второго разряда крестьянин (тляхо-шао, от слов тлях-се — одинокий, шао — сын), дети одиноких пришельцев, которым князь или дворянин дал в жены кре­стьянку.
  8. Дворовая прислуга, лагуны-пши (от слова лагуна — комната, пши — князь), княжеские комнатные люди.
  9. Служанка в прислуге (алгава).

Эти одиннадцать сословий можно привести к пяти, а именно: 1) князья (пши), 2) дворяне тляко-тляжи, владе­тельные, 3) дворяне невладетельные, 4) азаты и 5) кре­стьяне.

Дворяне невладетельные могут владеть крестьянами и иметь свою деревню, но эта деревня и ее владелец причис­лены к владению одного из тляко-тляжей. В этом и состо­ит все различие владетельных дворян и невладетельных. Рассмотрим теперь подробно все эти сословия:

  1. Князь (пши). Дословное значение слова пши соответствует русскому слову господин, владелец, государь, западному славянскому — пан. Так, например, когда го­ворится о князе как о владельце деревни (куодж), то он называется куодже-пши, когда говорится об этом же князе, как начальнике, владельце народа( чилле), то он называ­ется чилле-пши. Государя императора черкесы называют Пши-Шху — Князь Великий. Название куодже ими дается безразлично и князю, и тляко-тляжу, когда говорится о них, как о владельцах деревни. Князь считается главою своего народа (чилле), начальником его вооруженных сил, народ обязан его уважать как высшего по происхождению, как старшего между владетельными дворянами. Лицо, покусившееся на жизнь князя, будет непременно истреблено с целым семейством. Князь в Большой Кабарде берет с подвластных ясак, т. е. дань хлебом, медом, дровами, барантою, у закубанских же черкесов князь не берет никакой подати с народа, а живет войною и тем, что для него рабо­тают его собственные крестьяне.

Собственный конвой князя составляют его пше-уна-огг, пшим-уорк, и пши-хао (княжеского дома двор, княжеские . дворяне и княжеские отроки). Все люди вольного проис­хождения живут около княжеского аула, ловкие наездники и хищники. Черкесы очень уважают своих князей, если видят в них доблесть и справедливость, за доброе слово го-