Рейтинг@Mail.ru

РУССКИЕ АВТОРЫ XIX ВЕКА О НАРОДАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО И СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА. Том 1

РУССКИЕ АВТОРЫ XIX ВЕКА О НАРОДАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО И СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА. Том 1 2018-04-05T14:16:04+00:00

товы все сделать для князя, терпеливо перетерпеть обиды, если князь их обворовывает или обижает, но есть всему предел. Знаменитый Джамбулат, князь темиргоевский, от­личался крутою волей и многих настроил против себя. Вследствие того часть народа, до 800 семейств темиргоевских, разновременно ушли от князя и переселились к абадзехам.

Для любимого князя народ не жалеет пожертвований, принимает живое участие в его спорах и враждах, помога­ет ему оружием и запасами. С дворянами-владельцами (тляко-тляж) князь старается ладить, потому что они стоят под князем во главе народа, могут сопротивляться князю и вредить ему. Со слабыми и бедными князь не столько церемонится. Положим, приехал к князю гость с просьбой (хаче-уако), просит князя подарить ему кре­стьянина. Князь, разумеется, не подарит ему из числа своих крестьян, но пошлет своего огг на розыски, ловить какого-нибудь сироту, за которго тляко-тляж и родные не заступятся, которому смерти желают наследники, и князь пойманного сироту дарит гостю.

На народном собрании (за-уча) князь занимает первое место со всеми тляко-тляжами и духовными, имеет реши­тельное влияние на решения собрания, а иногда и полно­властен. Но для этого нужно, чтобы князь был рыцарь (тле-хупх) и имел дар слова (тле-губзыг), тогда он, разуме­ется, есть первый язык своего народа. Судебная расправа делается по обычаям, по адату, но князь, принимая кого- нибудь под свое покровительство, может ускорить разбира­тельство.

Мы сказали выше, что народ податей князю не платит никаких. Князья махошевские Багарсоковы иногда прибе­гали к хитростям, чтобы собрать с народа деньги: они, бы­вало, соберут народ, заговорят о вере, прикинутся кающи­мися, обещают ввести шариат, т. е. ограничить совершенно свою власть. Все эти речи идут к тому, чтобы приговориться к пожертвованию, и народ дает деньги по рублю с двора. Когда князь получит деньги, то и не думает об исполнении обещаний. Так бывало неоднократно, и это повлекло за собою потерю уважения и послушания в народе к князьям.

Когда князь умрет, оставив несколько сыновей, то на­род, если не имеет особого интереса быть нераздельным, разделяется на части, и каждый тляко-тляж со своим аулом признает своим князем того из сыновей умершего князя, который ему милее. Так, по преданиям, гатукаевцы отделились от темиргоевцев и образовали два отдельных народа. В одной старинной черкесской песне сохранилась память этого разделения народа. После смерти и похорон князя народ пожелал разделиться. После долгих совещаний оба княжеских сына приказали народу уложить свое иму­щество на арбы и быть готовыми к движению. На следу­ющий день с рассветом оба молодых князя, сев на лошадей, поехали шагом каждый в разные стороны. Часть народа (кто как хотел) последовала за одним, часть — за дру­гим княжеским сыном. К вечеру оба князя остановились за 40 верст один от другого и жители, сгруппировавшись около своих князей, построили свои сакли и с этого времени обра­зовали два самостоятельных народа.

Бывают случаи, что при жизни князя часть народа переходит от него к другому, младшему брату. Например, жена Джембулата темиргоевского, урожденная Канокова, враждовала с женою егорукаевского тляко-тляжа Мамад- Али Бзагумова. Бзагумов, а вместе е ним и часть егеру- каевцев, перешли от Джембулата к младшему брату его, Шеретлуку Болотокову и, переселившись к нам на Лабу, покорились нам. Джем булат, видя себя оставленным боль­шею частью народа, с остальным народом переселился к ближайшим, покорился России и тем восстановил единст­во своего владения. В случае разделения народа на части князь может постараться помирить и уничтожить неудо­вольствия, и народ опять соединяется под власть одного князя.