Общества демократические у черкесов. На пространстве между рекой Белою (Шаугваше), от вершин ее до впадения в реку Кубань, по рекам Пшехе, Пшишу, Псекупсу, Абину, Афипсу и прочим притокам нижней Кубани, по долинам речек, впадающих в Черное море на пространстве между крепостью Анапой и рекой Бзыбъ, живут народы черкесского племени, еще независимые, и число их душ достоверно нам неизвестно. Народы эти суть Большой Шапсуг, Натхо-Куадж, Малый Шапсуг, абадзехи, убыхи, вордан-цахе, агзах, ахучипсу, пеху. Все эти народы в союзе между собою и в 1841 году подписали памятный у черкесов дефтер, положивший основание их союзу.
У всех этих народов князей нет, но есть дворянство (уорк) и класс крестьян. Абадзехский народ (абадзехе- чиллаго) разделяется на общества (хабль), друг от друга независимые и не равные силою. Общества абадзехские, известные нам, суть: 1) Туба, 2) Тем-Даши, 3) Джангет- хабль, 4) Даур-хабль 5) Нежуко-хабль, 6) Гатюко-хабль,
7) Тфишебс. Другие общества совсем нам неизвестны. Общества Туба, Тем-даши, Джангет-хабль и Даур-хабль в 1846 году в первый раз вступили было с нами в мирные сношения. Каждое из этих обществ делится на большее или меньшее число общин (псухо). Общины независимы друг от друга и связаны между собою союзами, дружбою и семейными связями. Величина псухо, или общин, неравная: в каждом псухо считается от четырех до десяти деревень. Каждое псухо управляется своею мирскою сходкою (за-уча), где обслуживаются и решаются все вопросы общины. На мирской сходке прямым образом участвуют все дворяне (уорки) общины, а большим влиянием пользуются почетные старшины томата) из важнейших дворянских фамилий. Крестьяне могут присутствовать на за-уча, но голоса никакого не имеют.
Состав народа и разделение на сословия у абадзехов те же, как и у черкесов, имеющих князей, но у абадзехов больше равенства между сословиями. У абадзехов есть также сословие первостепенных дворян (тляко-тляжей), вероятно, они имели прежде тоже важное значение, какое имеют и поныне тляко-тляжи у темиргоевцев и кабардинцев, но в настоящее время это исчезло. Так что тляко-тляжу осталось одно имя. Власти он не имеет никакой, и мирская сходка отняла у тляко-тляжа его власть. Как след прежнего значения осталось только то, что первостепенные фамилии оставили свое название некоторым абадзехским обществам (хабль) и общинам (псухо). Так, например, община Варзек- хабль именуется от фамилии Берзеков, общество Джангетхабль — от фамилии Джангетов и т. д. Положение несвободного класса (крестьян) несколько легче, чем у черкесов, управляемых князьями. Население абадзехов большое, и долины их речек битком набиты народом. В земле нет большого недостатка, но нет и большого излишка. Землею абадзехи дорожат и бывали примеры, что участки обработанной земли продавались.
До 1829 года народы, обитавшие на Черноморкой береговой линии — натухайцы, шапсуги и абадзехи, — признавали над собою покровительство турецкого султана. Тогда в эти народы был занесен шариат. Гассан-паша анапский деятельно старался для его распространения. Незадолго до начала последней Турецкой войны 1828 года, по предложению анапского паши, абадзехи и шапсуги уничтожили у себя власть тляко-тляжей, обязались не иметь у себя князей и судиться по шариату. С этого времени гражданское развитие получило некоторое движение вперед. Взаимные распри между народами исчезли, учреждены у абадзехов народные суды (мегкеме) и ибары, т. е. общие народные собрания, о чем сказано будет ниже.