Народные собрания. Черкесские общества искони
управлялись своими мирскими сходками, или собраниями, народа. Круг действий этих собраний был сообразен с потребностями общества. Здесь разрешались споры о земле, вопросы о войне и мире. Утверждение наше на Лабинской линии придало мирским сходкам больше объема и значения. Чуждые друг другу, даже враждебные, общины начали заключать между собою союзы и договоры (маслахат, блягага), и таким образом черкесы союзнились и явился у них общий интерес. Междоусобная вражда или ослабела, или совсем уничтожилась. Народные собрания ныне очень часты, и никакой важный вопрос не разрешается старшинами без народного собрания. Черкесы имеют дар слова и на собраниях говорят много речей. Голос старшин (в особенности враждебных нам) очень уважается так же, как голос ефендиев и отважных наездников. Происхождение, удальство, родственнные связи, ученость дают средство возвыситься и управлять судьбою своего народа. Человек, отличающийся храбростью, знанием обычаев и красноречием. называется у черкесов язык народа (тле-губзыг).
По коренному обычаю черкесов, каждая община (псу- хо), каждое общество (хабль), каждый народ (чилле) совершенно самостоятельны, никому не подчиняются, управля-
юте я сами собою на мирской сходке, судят на народном суде по адату (обычаю) или по шариату. Общее народное собрание, за-уча или джеме, имеет более целью разрешение спорных вопросов между обществами или принятие мер для общей безопасности, т. е. все вопросы о войне и мире. Важнейшие народные собрания в последнее время были:
- Собрание абадзехов и других народов у Меакопы и на реке Пшехе, вследствие которго был издан дефтер 1841 года и устроены у абадзехов пять народных судов (мегкеме). Главную роль играл на этом собрании в числе прочих Ташав Хаджи-Дунакай. Собрание это длилось несколько месяцев.
- Народное собрание кабардинцев на реке Марухе 1846 года. Беглые кабардинцы учредили у себя народный суд. Главным деятелем и «языком» народа был здесь Хаджи-Трам.
- Собрание абадзехов на Пшехе в 1847 году, на котором решено все 5 народных судов, учрежденных в 1841 году, слить в одно общее абадзехское мегкеме. Главным деятелем и «языком» народа был здесь Хеккерия Хатко, абад- зехский старшина, пользовавшийся у абадзехов огромным влиянием.
Состав народного собрания и порядок действия. Народное собрание состоит из всех вольных людей народа. Конновооруженный народ собирается (преимущественно во время содержания лошадей на подножном корме) на условленном месте — на кургане, или в урочище, освященном обычаем. Масса назначает своих уполномоченных между ефендиями и старшинами. Когда избранные уполномоченные старшины рассмотрят и решат предложенный вопрос, то старший между ними по летам и почету сообщает собранному у подножия кургана народу, как решено дело. Если народ согласен с решением старшин, то подают Коран и народ по общинам присягает исполнять свято это решение. После присяги ефендий составляет дефтер (акт), присутствующие прикладывают печати (мухор) или пальцы, смоченные в чернилах. С этого времени дефтер имеет обязательную силу. Это устройство народных собраний сходно с древнеэллинскими. Там тоже избранные народом обсуждали вопрос, а народ всей массой утверждал или отвергал. У народов, имеющих князей, тоже бывают собрания и очень часто. Это в народном духе: черкесы любят много говорить и слушать красноречивые речи губзыгов.
Судебная расправа. Судебное разбирательство у черкесов очень интересно. Маловажные споры решаются без особенных церемоний. Но в важных случаях, например, в преступлениях, вынуждающих кровомщение, тяжущиеся стороны избирают себе уполномоченных вроде адвокатов, надежных и велеречивых. Назначаются посредники от обеих сторон^ которые, выслушав обе стороны, решают дело. В важных случаях призывают в посредники язык народа, чтобы помирить тяжущихся. Дело Длится, пока посредники не дойдут до решения, на которое обе стороны готовы согласиться. При важных делах (убийствах, насилие), когда противные стороны приходят на суд, принимаются посредниками большие предосторожности, чтобы не дошло до убийства. Обе стороны подходят на назначенное посредиками расстояние, имея винтовки наизготове, нередко завязывается перестрелка между тяжущимися. Во время разбирательства произносится тлегубзыгами много речей в горском вкусе. Приговор по адату или шариату предоставляется выбору тяжущихся. Когда тяжущийся видит, что по адату выигрывает дело, то настаивает, чтобы его судили по адату, опирается на примеры своих предков, о шариате же и слышать не хочет. Когда видит, что шариат для него выгоднее, то тяжущийся прикидывается строгим фанатиком, хочет быть судимым не иначе как по книге Божией, которой буквы изобретены и посланы на землю Богом. Человек везде один и тот же, он готов менять свои мнения и верования сообразно потребностям мгновения и своего интереса. Уполномоченные берут с тяжущихся деньгами за свои труды, и потому их интерес — возбуждать разбирательства.