Иногда тяжущиеся стороны готовы оставить дело, но уполномоченные опять подожгут тяжущихся, и история продолжается долго. Когда обе стороны согласились на решение посредников, то назначается по адату или шариату удовлетворение. Тяжущиеся платят адвокатам и посредникам за их труд, и дело кончается. Остается выигравшему дело получить удовлетворение. Проигравший дело, разумеется, неохотно платит, а нет власти, кроме кровомщения, чтобы принудить проигравшего удовлетворить сыщика (истца). Это отсутствие принудительной силы чувствовали абадзехи, издавая дефтер 1841 года. Главные статьи дефтера относятся ко внешней обороне края и об этом будет сказано ниже. Абадзехи решились уничтожить у себя воровство, хищничество и измену, на-
значив за этого рода преступления огромные штрафы и наказания. Для споспешествования этому они учредили в каждом из народов верховное судилище — мегкеме, состоящее из судей, избранных из среды старшин, под председательством наиба, которому вверили власть исполнения приговоров суда. Наиб имеет под своим начальством команду муртазеков (из сыновей почетных фамилий), которые по приказанию наиба должны заставить ослушника повиноваться, кто бы он ни был — старшина или простолюдин. По обычаям, преступников несвободного класса секут плетью, облагают штрафом, убивают каменьями, кидают с кручи или застреливают. Преступники свободного класса отделываются штрафами.
Кроме мегкеме, учрежденного в четырех абадзехских обществах, учреждены ибары. Старшины с муртазеками объезжали каждую общину (псухо) по очереди, производили суд и наказание и штрафовали нещадно. В первое время после учреждения мегкеме абадзехи строго исполняли свое постановление, но с прибытием за Кубань Хаджи-Магомета, дела приняли другой оборот. Войны против нас усилились, и сила мегкеме начала падать, так что многие из них были закрыты. В последнее время, в 1847 году, народные суды получили опять силу и значение, и на народном собрании на реке Пшехе пять народных мегкеме слиты в одно общее мегкеме. На собрании на Пшехе избраны председатель, судьи и муртазеки. Многим своевольным этот порядок вещей не нрарится, и неоднократно, были схватки между муртазеками и осужденными. Письма Шамиля к абадзехским старшинам поощряют введение мегкеме. В марте 1846 года беглые кабардинцы учредили также мегкеме и избрали себе кадия, валия и наиба. Целью устройства мегкеме положили они «восстановление падающей веры, уничтожение воровства, разбоя, измены, обмана и зависти». Устройство народных судов есть мысль самородная у абадзехов и делает честь способностям этого народа. Чувство правомерности начинает возрождаться, и народ сам в себе находит органы для сокращения зла.
Адат, маслахат, шариат и тарикат. Народы черкесские не имели никогда писаных законов, а управлялись искони своими древними обычаями. Эти обычаи изустным преданием переходили из рода в род, и совокупность обычаев каждого народа, служащая ему правилом для семейной и общественной жизни, называется адат, или адет. Каждый из черкесских народов имеет свой собственный адат, но все эти адаты в общих своих основаниях сходствуют. Адат кабардинский считается самым лучшим и принят почти везде у черкесов.
М а с л а х а т есть договор. Когда враждующие племена желают помириться то высылают посредников, которые заключают между враждебными сторонами маслахат, чтобы жить мирно между собою и совокупными усилиями действовать против общего врага. Маслахат, как и всякий договор, есть мера временная и теряет свою важность и обязательную силу с изменением обстоятельств.
Шариат есть нравственная философия и гражданское право магометан. В этой книге, основанной на Коране, находятся правила нравственности, браков, наследства и наказания за преступления. В нынешнее время возгоревшаяся ревность к магометанству в Дагестане и Чечне повела за собою падение или ослабление силы адатов. У черкесов шариат до 1829 года был распространяем агентами анапского паши, а с 1841 года в пользу распространения шариата действовали агенты Шамиля, украдкой пробирающиеся из Чечни в Закубанский край. Но, менее того, шариат не везде еще принят у черкесов. Князья и дворяне, не подписав сами уничтожения своей власти, не могут охотно согласиться на уничтожение адата и полное введение шариата, но в обществах абадзехских, шапсугских и по всему восточному берегу шариат, не встречая никакого сопротивления в высших классах, введен в употребление.