Рейтинг@Mail.ru

РУССКИЕ АВТОРЫ XIX ВЕКА О НАРОДАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО И СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА. Том 1

РУССКИЕ АВТОРЫ XIX ВЕКА О НАРОДАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО И СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА. Том 1 2018-04-05T14:16:04+00:00

В 1839 году Ташан-Аджи Дунакай, аталык князя Ше- ретлука Болотокова, на народном собрании у Меакопы

возбудил черкесов к единодушному восстанию и действию против нас, а после кровопролитного дела на реке Фарсе в 1841 году с генералом Зассом увел с Лабы махошевцев и бжедухов. Кубанская линия была в постоянной опасности от нападения черкесов. Убедившись в бесполезности набе­гов, мы решились утвердиться на Лабе. Перенесение пере­довой линии с Кубани на Лабу было начато генерал-майо­ром Зассом. Пространство между Кубанью и Лабою было обнесено укреплениями и постами, на местах этих укреп­лений постепенно устроены были станицы, учредилась Лабинская линия, которая и есть положительное наше за­воевание в Закубанском крае. Часть черкесов до 30 тысяч душ обоего пола убедилась в необходимости и покорилась нам, остальные удалились за реку Белую и в верховья рек Ходза, Псефира и Фарса. В 1843 году построено укрепление Надеждинское. Прямым последствием устройства Лабинской линии и Надеждинского укрепления было покорение башильбаевцев, беглых кабардинцев и бесленеевцев. Махошевцы и темиргоевцы, сделавшись нашими ближайшими соседями, должны были вступить в мирные сношения. Эти мирные сношения были более или менее двусмыслен­ны со стороны черкесов, но по обстоятельствам войны и малости сил наших и это уже был успех.

Учреждение Лабинской линии породило большое бес­покойство в непокорных черкесских народах, живущих за рекой Лабой и по восточному берегу Черного моря. С 1840 года у этих народов были постоянные собрания, имевшие целью принять меры для общей безопасности и уничтожением воровства и хищничества устранить поводы для внутренних раздоров и вражды. Общества абадзехские, шапсуги, убыхи, вердан, чаче, ахучипси и адзах положили составить союз, чтобы положить основание всему, относя­щемуся к их религиозным и мирским делам, они связались между собою присягою и на народном собрании на Пшехе в 1841 году издали дефтер. Так как этот дефтер есть выражение степени нравственного и гражданского развития черкесов, то я прилагаю главные статьи его здесь в пере­воде.

Дефтер 1841 года. Слава Богу, который нас сотворил и показал нам свое величие, возвысив нас над другими жи­вотными. Слава Богу, который нам дал все средства жить счастливо на этом свете и получить награду в другом мире, указавшему нам истинный путь спасения, веру истинную свою, через пророка своего и посланника Магомета. Слава Богу, который есть наш защитник и спаситель в день Воскресения. Мы хотим помочь всем неустройствам нашего края и не делать зла друг другу.

  1. Наша первая обязанность есть строгое выполнение нприата. Всякое другое учение должно быть оставлено и отвергнуто, все преступления должны быть судимы не ина­че как по этой книге.
  2. Никто из нас не должен идти к неверным, дружеские сношения с ними строго запрещаются, и потому всякий мир, всякое предложение с их стороны должны быть по­сте янно отвергаемы. Кроме того, не позволяется покупать что бы то ни было в их укреплениях, которые стоят на нешей земле, и каждый, виновный в этом, платит штраф в 30 туманов (300 рублей серебром). Те, которые будут нуж­даться в покупке вещей, должны их доставать на границе.
  3. Никто не должен сметь предупреждать русских каждый раз, когда будет у нас собрание войск для набега. Кто донесет (как только этот донос обратится во вред нам), должен заплатить за кровь; если вольный, то 200 коров; если крестьянин, то 100 коров, кроме того, заплатить штраф в ?0 туманов. Те, которые перейдут к русским и служить им будут, как враги своего края, не будут иметь ни они, ни их родные никакого права на наше сострадание.
  4. Если хаджирет (беглый мирной черкес) явится на на­шу землю, его особа священна; тот, который силою или хит­ростью отнимает у хаджирета что-нибудь, заплатит штраф, налагаемый нами за всякое воровство.
  5. Когда народ мусульманский придет на нашу землю, чтобы разделить намерения черкесского народа против об­щего врага, то мы обязуемся обращаться с этим народом дружески и, если нужно будет для устранения всякого недо­верия, дать этому народу детей наших в аманаты.
  6. Внутренность каждого жилья будет ненарушаема:

кто сотворит воровство в чужом доме, заплатит, кроме штрафа (в 30 туманов), еще пеню в 7 туманов. Если рус­ский беглый сделает воровство, то он платит только трой­ную ценность украденной вещи, но штрафа не платит.