Рейтинг@Mail.ru

РУССКИЕ АВТОРЫ XIX ВЕКА О НАРОДАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО И СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА. Том 1

РУССКИЕ АВТОРЫ XIX ВЕКА О НАРОДАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО И СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА. Том 1 2018-04-05T14:16:04+00:00
  • построить для смотрителей магазины и служителей их дома и выдать им жалование;
  • построить дома для училищ и производить учителям жалование;
  • владельческих и узденоких детей брать в школы, учить начальным правилам российской словесности и по­том отправлять в кадетские корпуса, сходно с подданным

его императорскому величеству покойным генералом от инфрактерии князем Цициановым от 23 марта прошло­го 1804 года донесением;

  • содержание учеников, выписывание книг и прочих материалов определить из доходов соляных.

По взятии деятельных мер существующая в Кабардах уже шестой год беспрестанно губительная заразительная болезнь непременно должна прекратиться.

По прошествии установленных лет данной льготы, сде­лать всем ревизскую переписку — присоединить в Кавказ­ской губернии, открыть сообразные в оной правительствен­ные судебные места с законами, для таковых народов в России существующими, наложить казенные подати и прочие общественные тягости на основании узаконений.

Тогда, сии народы, закубанцы и чеченцы, никогда не будут в состоянии соединиться все вместе и сделать все­общее возмущение, как то случилось во время их лжепро­рока Шиха. Если же паче чаяния после сего сделается ка­кое злодейство от чеченцев и закубанцев и нужно будет их наказать, тогда войско всегда будет готово перед их гла­зами.

По совершенному установлению в Кабарде правления по начертанному плану следует приступить к введению благоустройства и в осетинских народах, во внутренности Кавказских гор в ущельях обитающих, которые имеют разные наименования, весьма многочисленны и одно с другим беспрестанно имеют ссору. Сей народ находится у кабардинцев под совершенным игом и угнетением, а не­которые из них оказывают им и противность. Почему и не имеют никогда показатея на плоских местах, будучи тотчас убиваемы, взяты в плен и проданы за Кубань. И по­тому живут весьма в бедственном положении, имея вели­кую нужду во всяких жизненных потребностях. Дабы от­вратить сии обстоятельства, влекущие бедный осетинский народ в совершенное истребление, нужно учредить одну комиссию с тем, чтобы оная о присвоении кабардинцами осетинцев и абазинцев исследовала споры и доказательства прав: первых — о присвоении, а последних — отступле­нии от зависимости их.

Все осетинцы также упражняются грабительством: ча­стию с кабардинцами в наших границах и частию, на­падая на проезжающих в ущельях по Грузинской дороге наши транспорты, сами собою.

Все осетинцы, карабулаки и ингушцы, хотя и идоло­поклонники, однако и гораздо более привержены к хри­стианам: исполняют некоторые обряды христианского за­кона, почитают некоторые праздники и употребляют в пищу свиней. Старшины их, часто по склонности и частию по понуждению кабардинцами, содержат закон магоме­танский, но, будучи в своих домах, не имея свидетеля кабардинца, обрядов иных не исполняют.

Следовательно, по всем сим причинам нужно взять ме­ры к просвещению тех народов в христианском законе, дабы, по крайней мере, иметь перевес в здешнем крае над магометанами, которых тогда гораздо меньше останется, нежели христиан. Осетинцы и те народы, превышая чис­лом весьма знатным, согласясь и соединясь общими сила­ми, хотя бы и теперь могли истребить всех магометан. Но, будучи по рассеянности обитания в разных местах и ущельях, отдаленных друг от друга, и необразованности в благоразумии, не имеют духу приступить к сему важно­му делу.

За речкою Сунжею, под самою подошвою гор, среди ле­су, в смежности с чеченцами, есть малое число народов, именуемых карабулаки. Около Владикавказского, при по­дошве гор и в ущельях, в смежности с карабулаками есть народы числом более тех, именуемые ингушцы, сии обе нации идолопоклонники — самые несчастнейшие и беспрестанно обижены от прочих, смежных им магометан­ского закона народов. Они и сами также имеют промыш­ленность всегда грабежами и разбоем. Часто случается, что как скоро сии народы выходят из своих гор и лесов на плоские места, для пахоты и посева проса, кабардинцы, чеченцы и кумыкские татары на них нападают — бьют, берут в плен и грабят весь их скот и имущество. Некото­рые из них бывают от тех народов охраняемы малым чис­лом заложников, за что и платят небольшую подать, и как сии народы никому из вышеописанных не принадлежат, то и не могут быть, покуда не примут магометанского закона, ни­когда спокойны.