Рейтинг@Mail.ru

РУССКИЕ АВТОРЫ XIX ВЕКА О НАРОДАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО И СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА. Том 1

РУССКИЕ АВТОРЫ XIX ВЕКА О НАРОДАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО И СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА. Том 1 2018-04-05T14:16:04+00:00

Пора! О пора! Теперь время и самое лучшее время ре­шить жребий всем здешним народам и сделать их людьми полезными империи и самим себе: нечего упускать случая и ожидать времени к открытию ежели не гибельных, то по крайней мере важных последствий. Гораздо меньше про­льем крови, поразя своих вечных неприятелей одним ре­шительным предприятием, нежели изнуряя край сей и нечувствительно уничтожая войско и поселян в продолжи­тельной войне и легких, но беспрерывных сражениях, ко­торые им весьма мало чувствительны или и совсем нечув­ствительны, но только возрождают более мщение. Здесь не требуются великие предприятия, неудобовозможные к достижению начертанной цели, но [для] возможных к сему, нужно только избрать способных верных людей и употре­бить бдительную и ослабную деятельность; в прочем само по себе будет указывать путь, что нужно исполнять.

Таким образом, как скоро только первые кабардинцы будут покорены, прочие магометанского закона народы тотчас переменят свои поступки и обычаи и будут жить спокойно, ибо все оные более всего имеют влияние [от] кабардинцев, как бы наперевес их нацию поддерживающее.

Тогда все сие народы принуждены [будут] покориться силе и власти российского правительства и приступить в совершенное и вечное подданство скипетру российского престола.

[1808 год] Неизвестный автор


 

ОПИСАНИЕ КАБАРДИНЦЕВ

 

Нe имея случая в бытность мою на Линии самовидцем быть обычаев и нравов отдаленнейших жителей гор, ограничусь описанием более менее известного нам кабардинского народа, достойнейшего внимания по могуществу своему, которое до того простиралось, что некоторые другие народы данника­ми его были, по непосредственным и непрерывным сноше­ниям нашим и потому, что по нравам и обычаям его осно­вательно судить можем и о прочих народах кавказских.

О кабардинцах

Происхождение и военная сила. Кабар­динцы происходят от отрасли черкесы и считаются мно­голюднейшим народом из населяющих Кавказские горы. Они по сию пору на оные значительно влияют и в случае необходимости ополчить могут до 10 тысяч ратников.

Дух народный. Они вообще умны, горды, свое­вольны… сверх того одарены видным и крепким телосло­жением, храбры, отважны, неутомимы, скоры, предприим­чивы, но осторожны и сметливы, наездники отличные и с удивительной ловкостью управляют конем и оружием. Хотя и щеголеваты в одеянии, оружии, добрых конях и рат­ной сбруе, но чужды роскоши. Баран — ходячая их монета, богатство — скот, торговля бедная, земледелие плохое, нравы строгие, жилище простое.

Поселения. Разбросанные в беспорядке мазанки, называемые саклями, составляют селение (аул); в саклях никаких уборов нет.

Вероисповедание. Кабардинцы — один из тех народов, между коими сильно вкоренилась магометанская вера; весь народ сей исповедует оную и посему духовенст­во их (муллы) большой в народном мнении вес имеет.

Различные звания. Они разделяются на че­тыре звания; на князей, узденей, простолюдинов и духо­венство, в которое посвящаются из простого народа.

Происхождение кабардинских князей, узденей и простолюдинов. В Кабарде три важ­ных поколения князей, происшедших от Джанбулата, Мисоста и Атажука. Происхождение свое объясняют они сле­дующим преданием, что за несколько столетий одна колония из Египта, приведенная в Кавказские горы под предво­дителем Инала, покорила большую часть народов, населяющих сии горы, по совершении чего в сих местах посели­лась, и вождь ее сделался владетельным князем покорен­ных народов. Он имел три жены и племя оставил много­численное. По смерти его области были разделены на удель­ные княжества между сыновьями. Подчиненные же Инала и бывшие прежде владетелями сих стран сделались их уз­денями, а простолюдины остались в рабстве, как и прежде были. Чрез несколько поколений после Инала владычест­вующий по наследству над всей Кабардой князь Казый разделил оную между тремя своими сыновьями, Джам­булатом, Мисостом и Атажуком и повелел их каждому потомству своему сохранить свое собственное наименование, что они и исполнили. Таким образом, все ныне существующие семейства кабардинских князей про­исходят от сих трех главных родов и носят их наименова­ния. Я не ручаюсь за верность сего предания: по крайней мере, уверен, что из многих на сей счет предположений ка­бардинцы полагают вышеизложенное более всех справед­ливым.