Рейтинг@Mail.ru

РУССКИЕ АВТОРЫ XIX ВЕКА О НАРОДАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО И СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА. Том 1

РУССКИЕ АВТОРЫ XIX ВЕКА О НАРОДАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО И СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА. Том 1 2018-04-05T14:16:04+00:00

О нравах вообще. Долг мести. Кабардин­цы по общему народному обычаю не токмо право, но долг имеют отмщать за оказанные им обиды. Долг отмщения по­читается родовой и потомственной обязанностью. Бывали примеры, что целые семьи истреблялись за бездельную отда­леннейших предков ссору, но таковые примеры, как я уже сказал, теперь не столь часты.

Долг благодарности. Как непримирима вражда кабардинца за оскорбление, так благодарность за соделанное добро неизменна. Долг благодарности к благодетелю, хотя б иноземец, и роду его изъявляет потомственно весь род обязанного.

Долг дружбы. Кабардинцы свято хранят взаимно данное слово; друг же за своего друга умереть готов. Друж­ба дает право располагать дружеским имуществом как своим собственным, кроме оружия, почитаемого родовым достоянием. Иноземец может под кровом дружбы безопас­но в горах путешествовать. Князь, круг его, ему сопутству­ет или передает с рук на руки другому, который равно­мерно в безопасности его до известного времени или места ручается.

Почтение к старости. Старость у кабардин­цев в таковом же, как у древних лакедемонцев, почтении; молодой князь уступает место и не садится перед князем, старейшим его летами.

Обращение с женщинами. Жены не вмеши­ваются ни во что и никому из мужчин не показываются, даже самые мужья редко днем их посещают. Они за стыд поставляют проводить время с женами; по мнению их, та­кое обращение означает изнеженность нравов и ослабле­ние воинского духа и по сей причине почитают такового неспособным к предприятию чего-либо отважного или по­лезного для общества, а посему и достойным презрения.

У всякого князя и у богатых узденей выстроены для жен особые мазанки, обнесенные столь частым забором, что с улицы ничего за оным не видно. Женщинам воздают, одна- кож, они должное уважение, в присутствии их никому не несут обиды: и даже гонимый мстительным мечом найдет свое спасение, прибегнув к женщине, тогда жизнь его оста­нется безопасна, но покрывается вечным бесславием. Доче­ри воспитываются матерями, а сыновья — вне дома.

Воспитание сыновей. Князь вручает сына своего и власть родительскую довереннейшему из отлич­нейших узденей своих, который с малолетства приучает его ездить верхом, сражаться, бодрствовать и терпеть нужду, родовыми же правилами и предрассудками воспламеняя в нем привязанность к родине и дух воинский, удалым мо­лодцом возвращает его родителю, который редко или вовсе с ним до того времени не видался.

Гостеприимство. Гостеприимство свято наблю­дается. Странствующий единоземец в горах где бы ни при­стал, даже в отсутствие хозяина, пользуется всеми его пра­вами, кроме входа к женам.

Воздержанность. Кабардинцы весьма воздержа­ны и легко сносят голод и нужду. Вместо хлеба едят прося­ную кашу, и выезжая на промысел, поджаривают ее на са­ле, отчего оная так сытна становится, что малого ее коли­чества достаточно на долгое время, почему и лошадей своих к ней приучают.

Язык. Кабардинцы имеют свой особенный язык. Мно­гие князья и уздени, кроме собственного языка, знают по- русски и по-татарски.

Состояние ремесл. Ремесла у них в лучшем со­стоянии, нежели науки. Они искусно выделывают различ­ные металлические вещи, особливо для украшения своей ратной и конной сбруи нужные. Женщины же все вообще занимаются разными рукоделиями, ткут довольно изряд­ные сукна, разные тесьмы, и шьют все нужные для себя и мужей одеяния.

Промышленность. Скотоводство и пчеловодство составляют главные предметы их хозяйства, хлебопашест­во же у них еще в младенчестве; они до сих пор сеяли од­но только просо, теперь же начинают разводить и рожь.