- 105. Абазины, восчувствовав выгоды, происшедшие от заведенного между ними порядка и спокойствия, соединением их приобретенного, также важность данной им защиты, уведомили о счастливом своем положении живущих за Кубанью алтыкисеков; посему они значищими партиями начали просить местное Российское начальство о позволении соединиться со своими однородцами, обещая перевесть с собою более 30 000 народа. Таким образом, народ сей от человеколюбивого и благоразумного с ним обращения почел за милость то, чего прежде не могли сделать все старания и иждивения начальствовавших на Линии, имевших единственною целью уменьшение числа противников, за рекою Кубанью живущих. Ибо хотя им и отказано было в переселении на нашу сторону по причине мира с Оттоманскою Портою, но сие не воспрепятствовало им остаться более преданными российской, нежели турецкой стороне.
- 106. Кабардинцы, лишась столь для них сильного вспомоществования абазинов, кои не только трудолюбием своим доставляли им пропитание, но и защищали их вооруженною рукой, сделались после отступления их и сами менее строптивыми; сверх того потеряли удобность переезда за границу, от чего прекратилась их связь с закубанцами.
- 107. Сей добрый, трудолюбивый народ абазинский состоял тогда из 17 000 душ; он доставлял местным жителям всякие потребности и содействовал к их дешевизне, также и кавалерийские полки получали от него в ремонт лучших лошадей, от него выводились сгонщиками внутрь России большие гурты скота, от него, наконец, снабжался таганрогский порт кожами, маслом, медом и воском, а воронежские суконные фабрики — добротною овечьей шерстью. Он, сделавшись попечением местного начальства из рассеянного, по своему единодушию усиленным, взаимною связью укрепленным, и в надежде быть защищаемым, следственно, спокойным, восчувствовал благодеяния, получаемые от России; и за то писал нелицемерные чувства благодарности к своим избавителям. Но вскоре засим прекратились все меры, правительством предпринятые к твердому основанию его благополучия.
- 108. Неспособность их пристава, буйство казаков и наущение турков заставили сей народ в 1804 году бежать вместе с ногайским народом за реку Кубань, откуда уже в 1805 году возвратились они к прежним жилищам.
- 109. В 1808 году местное начальство принудило было их переселиться внутрь нашего кордона. Назначенные им места простирались вниз по Кубани от Еманжелгинского поста до Невинномысского укрепления.
Абазины же, судя по своему многолюдству, почли такое назначение притеснением и потому отказались от сего предложения. Тоже местное начальство, чтоб непременно принудить их к сему переселению, велело отобрать у них скот, который отдан был под присмотр казаков, и обвести главное их поселение по реке Тохтамыш цепью, составленною из регулярных и казачьих войск.
Таковое угнетение и отнятие у них не только всякого с их однородцами сообщения, но и необходимых для земледелия и скотоводства способов, произвело в главном их селении необыкновенную смертность, почему и посланы были от начальства чиновники с врачами для осмотра обоего пола, но сей осмотр, а женщин в обнаженном виде, послужил к крайнему ожесточению абазинов, ибо, по их обычаю и по врожденной нравственности, женский пол у них почитается неприкосновенным и неприступным в сем виде, даже и для глаз единоутробных, а потому они с упорностью отвергли с нашей стороны всякое пособие и решились лучше умирать от недостатка необходимых потребностей, нежели в чем-либо быть нам обязанными.
- ПО. Местное начальство для приведения их в послушание, упорно следуя избранному невыгодному плану и оставляя окот, им принадлежащий, под присмотром тех же самых казаков, исключило народ сей в конце того 1808 года от зависимости; а дабы препятствовать добрым и угнетенным абазинам отлучаться от своих домов, учреждены были внутри их жилищ посты их регулярных и казачьих войск с пушками; лучшие же из их владельцев рассажены по крепостям. Народ, не имея другого способа избавить себя от столь тягостного положения, решился тайным образом рассеяться, что им и удалось. Из числа их часть перешла за реку Кубань и водворилась между своими однородцами, башилбайцами, от коих получают пропитание; а другая скрылась в лесах, вспомоществуемая человеколюбием своих однородцев самая малая часть осталась на прежних местах и скрытым образом достает себе необходимое пропитание.
- 111. Карачаевцы, по преданию, суть остаток древнего народа маджар, нынешних венгров, и состоят под зависимостью владельцев Большой Кабарды.
- 112. Противу дистанции, занимаемой Кубанским и Кавказским полками, обитают управляемые родовыми своими князьями бесленейцы, коих по ведомости 1804 года считалось до 17 000 дворов, а от западного редута до Кавказского укрепления Мохоши по той же ведомости считалось 3700 дворов. От Кавказского же укрепления до Усть-Лабы, по левому берегу реки Лабы, противу всей дистанции Усть-Лабинского укрепления и по обоим берегам рек Шевхаши и Пшиши, равно и по малым речкам, их окружающим, Темиргой, коих по той же ведомости считалось до 10 000 дворов. Берег реки Кубани, начиная от Григориеполисского поста до Усть-Лабы, возвышенностию своею служит нам преградою от нападения закубанских народов.
- 113. Темиргойский народ, угнетаемый абхазами, живущими в вершинах рек Кубани и Лабы, принужден был не только приблизиться к нашей стороне, но и усердствовать нам. По взятии в 1807 году крепости Анапы окружающие оную черкесские народы, лишась покровительства анапских турок и наравне с темиргойцами утесняемые абхазскими народами, шепцухами и атукайцами, принуждены были удалиться от прежних жилищ и соединиться с темиргойцами, а именно: шепцухи в 1000, мохоши в 600, адалы в 500, зановцы в 4000, атукайцы в 6000 и бжедухи в 3000 дворов.
- 114. Темиргойцы, усилясь таковыми переселенцами, сначала угнали абхазов в глубину гор и распространились по равнинам, захватив большую часть земель по рекам Иши и Повскут, против границ черноморских наших казаков; потом, примирясь с абхазами и сделавшись сильнейшими из соседственных с Линией народов, обратились против нас.
- 115. Как в землях мохошов, так и по равнинам те- миргойцев поселились в знатном числе перебежавшие з 1807 и 1813 годах с нашей стороны ногайские татары, которые много им способствуют в разбоях, по совершенному их знанию положения Линии.
- 116. Хоперский казачий полк расположен станицами внутри кордона в смежности с калмыками, кочующими з Кавказской области.
- 117. Ногайский народ, составленный из разных племен, кочевавших рассеянно в степях, под властию Оттоманской Порты, многочисленностью своею знатно подкреплял крымских ханов. Сей народ, а особенно его мурзы, воинствен, неустрашим, способен переносить невероятные трудности и нужды, уметь управлять своим оружием, которое любит и сохраняет более всего; не боясь что-либо потерять, склонен к хищничеству и разбоям; ведет жизнь подвижную, укладываясь и переносясь с одного места на другое с невероятною проворностью. При малейшей же тревоге в пути делает с величайшею скоростью из телег своих четвероугольное укрепление, внутри которого помещает свое имущество, жен и детей, и обороняется отчаянно, притом же имеет непременным правилом, что ногаец никогда не может быть невольником. Не было еще примера, чтобы мурза или простой ногаец взят был в плен, ибо сие почитают они крайним бесчестием, посрамляющим весь их род; тем самым и отличались они от соседственных с ними черкесов.
- 118. По покорении Крыма ногайцы перекочевали за реку Кубань. Размножение их, теснота лежащих за сею рекою мест, на плоскости коих часть сего народа имела свои кочевья: соседство горцев, упражнявшихся по своему обыкновению в беспрестанном воровстве, и удобность укрывать в ущельях гор полученную от них добычу: война, возникшая между обеими империями; переход наших войск за Кубань, где ногайцы, жившие на плоскости, не закрытой горами, были первою жертвою войны; а притом известность, что живущие в нашей стороне их одноверцы, абазины и кабардинцы, спокойно пользуются определенными им под державою России выгодами, — все это побудило их, как ближайших к Кубани жителей, просить позволения у начальников Кавказской линии перейти на нашу сторону. Сие охотно позволено им было, тем паче, что сей многочисленный и хищный народ делал, по местной удобности, беспрестанные чрез Кубань нападения на наши границы, причиняя разорение целым селениям.
- 119. Вследствие сего позволения начальства пять ногайских семейств: Казбулатовское, Кипчаковское, Наврузовское, Едиганское и Джембулуковское — перешли на сторону и заняли места вниз по течению реки Кубани, по обоим берегам оной внутри кордона верст на сто, захватив и все впадающие в нее малые речки.
- 120. От сего их переселения, когда однородцы их подвергались бедствию войны, живущие в наших границах благоденствовали. Скотоводство, составляющее существенную часть их богатства, умножилось. По окончании же тогда бывшей войны открылось им свободное сообщение с ногайцами, за границею живущими; от чего новые сии переселенцы, по врожденной их к хищничеству склонности, приемля и скрывая у себя воровские закубанские партии, чинили обще с ними грабежи и беспокойства; для прекращения оных запрещено им было с закубанцами иметь сообщение и при том строго возбранялось ногайцам иметь при выездах своих огнестрельное оружие.
Сия столь необходимая мера почтена была ими за угнетение, невзирая на то, что не могли по причине хищных соседей своих, кабардинцев, ступить безопасного шага; успели злонамеренные воспользоваться сим удобным случаем и распространить разные к их погибели клонящиеся слухи, уверяя суеверных своих единоверцев, что, лишась издревле между ними существующей с закубанскими родственниками и единоверцами связи, столь для них по разным расчетам необходимой, лишатся они и вольности; что российские войска, обезоружив их, неминуемо обратятся на них и приведут в одинаковое с казанскими татарами состояние и что на это равным образом и добровольно подвергшиеся вместе с переселением внутрь Российского кордона, по покровительству России, ногайцы никак согласиться не должны, имея неоспоримое право оставить ныне занимаемые места и избрать себе по желанию выгоднейшее жилище.