Рейтинг@Mail.ru

РУССКИЕ АВТОРЫ XIX ВЕКА О НАРОДАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО И СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА. Том 1

РУССКИЕ АВТОРЫ XIX ВЕКА О НАРОДАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО И СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА. Том 1 2018-04-05T14:16:04+00:00

Главный их засев состоит в просе и овсе, также многие пашут под озимую пшеницу и ячмень. Но как бы ни был велик урожай хлеба, кабардинцы оного не сбывают. А за­пасы сена делаются только для жеребят отборных кобылиц и молодых баранов, кои и загоняются на зиму в устроенные для сего плетники, а остальная часть питается под­ножною травою, ибо нет средств заготовить достаточного количества сена для продовольствия всех табунов и стад, и в случае холодной зимы и глубоких снегов кабардинцы терпят немалый убыток от падежа.

Самая главная потребность кабардинцев состоит в соли, необходимой для поддержания их табунов и овец; для первых соль нужна только на зиму, ибо летом все табуны два раза гоняются на соленое озеро, лежащее между река­ми Малка и Подкумок, по дороге от укрепления Нальчик­ского к городу Пятигорску, близ реки Этоки; некоторые пользуются сим озером и зимою, но большая часть кормит солью на пастбище, ибо были случаи, что табун, кинувший­ся вдруг на озеро, проламывал лед и погибал совершенно. Сверх сего кабардинцы покупают железо, шелковые, бу­мажные и льняные изделия.

Занимаются отчасти выработкою огнестрельного и хо­лодного оружия, но для собственного употребления и дела­ют довольно хороший порох, но в весьма малом количе­стве.

Нравы и образ жизни. Кабардинцы с половины XVI ве­ка, т. е. со времен взятия Казани, находились уже в связи с россиянами и, как видно из их летописей, даже давали войско царю Ивану Васильевичу при завоевании царств Казанского и Астраханского и в последующие годы более или менее всегда имели сношение с Россиею. С половины XVIII вежа многие из кабардинцев ездили уже и в Петер­бург по разным ходатайствам.

Кабардинцы разделяются на князей, узденей 1, 2, 3 и 4-й степени, вольных чагар (дворовых) и холопов (кре­стьян). Князья, уздени 1-й и 2-й степеней могут у себя иметь в услужении остальные сословия. Если заслужишь его доверенность (кабардинца.— Ред.), он вам верный кунак (приятель) и готов это доказать и подтвердить жизнью; но чтобы снискать доверенность кабардинца, должно многи­ми опытами доказать истинное к нему расположение, а чтобы скорее можно снискать его доверенность, должно действовать открыто.

Кабардинцы, быв еще многочисленны, всегда оспари­вали свою победу. Последнее предприятие турок, бывшее за 109 лет, стоило последним большой потери и без всякого успеха. Али-паша, прибыв в Кабарду с большим войском, требовал безусловной покорности и людей на службу, но кабардинцы соединились, разбили турок наголову, самого Али-пашу взяли в плен и скинули живого с Кинжал-горы; остальные турки разбежались и потом на звук трубы собирались к одной горе, которая с сего времени и получила свое название Бурмамет (трубный звук).

Домашний быт кабардинца различен: князья и вообще все зажиточные имеют сверх обыкновенной своей сакли, разделенной перегородками, также из плетня и обмазан­ной глиной, смотря по числу их семейства, еще сакли, так называемые кунацкие, где они проводят целый день, иногда одни со своими узденями, иногда, и большею час­тью, с гостями; и чем кто более уважается, тем более бывает посещаем. Всякое дело привозится на его рассмотре­ние, и иногда самое пустое обсуждается два и три дня. Хо­роший кабардинец строго соблюдает свой закон, непремен­но обязан завещанное Магометом моление пять раз в день исполнить.

Летом в 7 и 8 часов поутру приносят в кунацкую кислого молока и иногда с просяной кашей, очень густо сваренной и застуженной, служащей вместо хлеба, иногда с пшеничными ватрушками с творогом; в полдень, если есть какой-нибудь уважаемый гость, дается баранина, но в весьма малом количестве, а вечером обыкновенно бывает сытный стол; прежде всего на маленьких круглых столах подается вареная баранина, когда кончили есть, почтен­нейшие переносят сей стол к другой кучке не более как в 4 человека, и он пройдет всех гостей и своих, пока не бу­дет совершенно очищен, между тем почтеннейшим в это время подают другой стол с кислым молоком, потом сле­дует стол с шашлыком и в заключение — лепс, вроде на­шего супа в ковшах, и все последующие кушанья соверша­ют круг по следам первого стола. Питье — большею частию вода, а иногда пьют пиво и балбузу — вроде меда, но очень хмельного.