Рейтинг@Mail.ru

РУССКИЕ АВТОРЫ XIX ВЕКА О НАРОДАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО И СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА. Том 1

РУССКИЕ АВТОРЫ XIX ВЕКА О НАРОДАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО И СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА. Том 1 2018-04-05T14:16:04+00:00

После стола хозяин распоряжается ночлегом, снимает со стены свое оружие сам или кто-либо из приближенных узденей и несет оное на половину к женам, с коими он только проводит ночь, а наутро оставляет опять семейство, и быть с женою почитается за стыд. Простой народ имеет весьма скудную пищу летом, но зимой и он живет гораздо лучше: один режет корову или барана, к нему собираются соседи, съедают все и запивают пивом и балбузою; на дру­ гой день это падает на соседа; и таким образом .зима про­ходит довольно шумно и весело.

Гостеприимство в высшей степени: когда гость подъез­жает к кунацкой сакле, кто-либо из присутствующих, мла­же приехавшего, принимает лошадь, другой берет ружье и провожает в кунацкую, где гость уже совершенно обеспе­чен и насчет себя, и касательно лошади; и гостя всегда можно отличить по его скромному поведению. Уважение к старшим довольно еще сохраняется, но уже не на той сте­пени, как было прежде, и нонче в общем совещании моло­дой человек также имеет голос.

Кабардинцы говорят так называемым черкесским язы­ком, и многие знают абадзехский и карачаевский, но первый из них знают только те, кои воспитывались у абадзе­хов, коих вообще горские народы полагают лучшими образователями. Сверх сих языков учат турецкому и арабско­му, равномерно и русский язык делается необходимым.

Вероисповедание. При выходе кабардинцев из Крыма они следовали магометанскому закону, потом исповедовали христианство, коего истинные догматы постепенно ослабе­вали, так что вновь принятое ими учение Магомета пред сим лет за 60 сменило безверие или идолопоклонство, о котором говорят, что далее вовнутрь гор оно существует и по сих пор; принявшие же вновь магометанство весьма строго исполняют свой закон.

Образ правления. До 1792 года в Кабарде все дела раз­бирались по шариату ефендием или кадием, но с сего вре­мени учрежден расправный суд под председательством валия (князя над князьями). Суд сей п просьбе кабардин­цев в начале царствования государя императора Александ­ра благословенного был уничтожен и дано прежде разби­рательство духовного суда, а в 1822 году генерал Ермолов опять восстановил расправный суд, а духовенству предо­ставлено решать дела, до совести и семейственной жизни относящиеся. И сие правление Кабарды весьма полезно в том разе, когда валий — действительно человек достой­ный, уважаемый народом и князьями и заслуживший до­веренность русского правительства, в противном случае это вредно, ибо часто справедливое дело решается по при­хотям секретаря, с мнением коего всегда согласятся все члены только для того, чтобы поскорее выбыть из при­сутствия.


Образ войны и военная сила.

Кабардинцы, как и все народы Кавказа, живущие на плоскости отличные кава­леристы. Кабардинец всегда на лошади и никогда — без ору­жия. Хорошая винтовка чрез плечо в чехле из бурки, острая как бритва шашка, подвязанная по кинжальному ремню, заткнутый сзади пистолет, а иногда и другой спере­ди составляют вооружение кабардинца. Он наскакивает на неприятеля, выхватив из чехла ружье, выстреливает, а по­вернув лошадь на всем скаку, заправляет другой заряд. В шашки они кидаются редко: если кабардинцу придется ударить кого оною, то он должен сей же час вложить в ножны, дабы сей отважный поступок был скрыт от других, иначе же долго оставленная шашка наголо будет принята его товарищами за хвастовство, что почитается большим пороком; шапсуги же, напротив, всегда хвалятся своею храбростью и ловким ударом.