После стола хозяин распоряжается ночлегом, снимает со стены свое оружие сам или кто-либо из приближенных узденей и несет оное на половину к женам, с коими он только проводит ночь, а наутро оставляет опять семейство, и быть с женою почитается за стыд. Простой народ имеет весьма скудную пищу летом, но зимой и он живет гораздо лучше: один режет корову или барана, к нему собираются соседи, съедают все и запивают пивом и балбузою; на дру гой день это падает на соседа; и таким образом .зима проходит довольно шумно и весело.
Гостеприимство в высшей степени: когда гость подъезжает к кунацкой сакле, кто-либо из присутствующих, млаже приехавшего, принимает лошадь, другой берет ружье и провожает в кунацкую, где гость уже совершенно обеспечен и насчет себя, и касательно лошади; и гостя всегда можно отличить по его скромному поведению. Уважение к старшим довольно еще сохраняется, но уже не на той степени, как было прежде, и нонче в общем совещании молодой человек также имеет голос.
Кабардинцы говорят так называемым черкесским языком, и многие знают абадзехский и карачаевский, но первый из них знают только те, кои воспитывались у абадзехов, коих вообще горские народы полагают лучшими образователями. Сверх сих языков учат турецкому и арабскому, равномерно и русский язык делается необходимым.
Вероисповедание. При выходе кабардинцев из Крыма они следовали магометанскому закону, потом исповедовали христианство, коего истинные догматы постепенно ослабевали, так что вновь принятое ими учение Магомета пред сим лет за 60 сменило безверие или идолопоклонство, о котором говорят, что далее вовнутрь гор оно существует и по сих пор; принявшие же вновь магометанство весьма строго исполняют свой закон.
Образ правления. До 1792 года в Кабарде все дела разбирались по шариату ефендием или кадием, но с сего времени учрежден расправный суд под председательством валия (князя над князьями). Суд сей п просьбе кабардинцев в начале царствования государя императора Александра благословенного был уничтожен и дано прежде разбирательство духовного суда, а в 1822 году генерал Ермолов опять восстановил расправный суд, а духовенству предоставлено решать дела, до совести и семейственной жизни относящиеся. И сие правление Кабарды весьма полезно в том разе, когда валий — действительно человек достойный, уважаемый народом и князьями и заслуживший доверенность русского правительства, в противном случае это вредно, ибо часто справедливое дело решается по прихотям секретаря, с мнением коего всегда согласятся все члены только для того, чтобы поскорее выбыть из присутствия.
Образ войны и военная сила.
Кабардинцы, как и все народы Кавказа, живущие на плоскости отличные кавалеристы. Кабардинец всегда на лошади и никогда — без оружия. Хорошая винтовка чрез плечо в чехле из бурки, острая как бритва шашка, подвязанная по кинжальному ремню, заткнутый сзади пистолет, а иногда и другой спереди составляют вооружение кабардинца. Он наскакивает на неприятеля, выхватив из чехла ружье, выстреливает, а повернув лошадь на всем скаку, заправляет другой заряд. В шашки они кидаются редко: если кабардинцу придется ударить кого оною, то он должен сей же час вложить в ножны, дабы сей отважный поступок был скрыт от других, иначе же долго оставленная шашка наголо будет принята его товарищами за хвастовство, что почитается большим пороком; шапсуги же, напротив, всегда хвалятся своею храбростью и ловким ударом.