Рейтинг@Mail.ru

РУССКИЕ АВТОРЫ XIX ВЕКА О НАРОДАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО И СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА. Том 1

РУССКИЕ АВТОРЫ XIX ВЕКА О НАРОДАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО И СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА. Том 1 2018-04-05T14:16:04+00:00

В теперешнее время кабардинцы могут дать до 3 тысяч вооруженных.

Наружность и одежда. Кабардинцы большею частью среднего роста, худощавы, брюнеты, ловко сложены; оде­ваются, как и все народы Кавказа, в черкеску, архалук и ноговицы. Самое замечательное в них есть отличные ноги, которые обязаны сему легкой обуви, состоящей из череви­чек и бахилок. Женщины весьма красивы, носят платье вроде длинных архалуков, а голову покрывают белым плат­ком, который жгутом сзади свернут вроде косы и висит очень низко.


О горских нам покорных племенах

Горские племена, называющие себя осетинами и гово­рящие карачаевским языком, как-то: карачаевцы, или аланы, уруспиевцы, или кумыки, чеченцы, хуламцы, безенгиевцы и малкарцы — должны входить в описание ка­бардинцев Большой Кабарды, коим они с давних пор при­надлежат, платят дань и вообще более или менее в зависи­мости у сих последних.

Карачаевцы. Карачаевцы живут в верховьях ре­ки Кубани, вытекающей из Кавказских гор, к западу от горы Эльбрус и реке Дуут, впадающей также в реку Ку­бань выше Каменного моста с левой стороны. Народ до­вольно зажиточный и разделяющийся на два сословия: старшин и черный народ; достоинство первых можно срав­нить с узденями первой степени, а вторых — с вольными жителями Кабарды.

Кубанское ущелье, составившееся из двух таковых, образовавшихся источниками, рек Улыкан, доставляющих жи­телям довольно удобств к. возделыванию полей, где засе­вают пшеницу, ячмень и частью овес; главное богатство народа состоит в рогатом скоте и баранах хорошей добро­ты; полсти и бурки сбываются ими в соседних племенах и частью вывозятся на Линию.

Уруспиевцы и чегемцы. Уруспиевцы живут в верховьях Баксана, но ущелье их, равно как и Чегемское, не представляет тех выгод, какими пользуются карачаевцы, и вообще они бедные и также состоят из старшин и черно­го народа.

Хулам и Безенгий. Хуламцы и безенгиевцы, живущие в верховьях Черек Хаху, принадлежат: первые —  старшинской фамилии Шакмановых, а вторые — Сунжевой. Сие ущелье довольно пространно и не столько глубоко, как Чегемское и Уруспиевское, посему и обрабатывание полей производится с большим успехом; имеют также посред­ственное скотоводство.

Малкарцы. Малкарцы живут в Череке и разделя­ются на старшин и черный народ. Пространная долина, лежащая в глубоком ущелье, дает возможность малкарцам с успехом заниматься хлебопашеством, и высокие горы с сочною травою представляют возможность поддерживать их скотоводство.

Вера магометанская, но не столь сильна, как у кабар­динцев; памятники христианства еще сохранились; в Че­геме и Безенгие князь Шаховский видел церкви, у первых она превращена в конюшню, а у других остались одни сте­ны, но изображения святых еще сохранились. И возведение сих церквей должно отнести к XII веку, ибо устройство оных совершенно сходно со сванетскими, кои выстроены при грузинской царице Тамаре.

Образ жизни весьма сходен с кабардинским, исключая не­которые обычаи. По наружности горца трудно различить от жителя плоскости и только по ногам можно распознать их: первые, окруженные горами и быв большею частию пеш­ком, обувают ноги свои для удобнейшей ходьбы по скалам в сыромятные поршни, переплетенные под ступнею ремня­ми, от чего нога свободнее в обуви, а посему делается и более и шире» чем у кабардинца» и горца на лошади по черевикам всегда отличишь от кабардинца.

Осетинские племена имеют прочные дома, выстроен­ные из хорошего леса или складенные из камня с земля­ными крышами.